24 государство как субъект мчп понятие и виды государственных иммунитетов

1. Правовое положение государства как субъекта частноправовых отношений с иностранным элементом. Соотношение публичной природы государства как суверена с положением «равного» участника частноправовых отношений.

2. Способы участия государства в международном гражданском обороте. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством.

3. Понятие и виды иммунитета государства. Основные доктрины иммунитета государства и их содержание.

Государство является самостоятельным субъектом МЧП. Необходимо иметь в виду, что государство – это особый субъект права. Ст. 124 ГК РФ относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к числу субъектов отношений, регулируемых гражданским правом.

При этом государство выступает участником гражданских правоотношений на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

В одной структуре объединяется политическая организация, облеченная властными полномочиями, возможностью устанавливать содержание и пределы своей правоспособности, и хозяйствующий субъект, действующий в гражданском обороте наравне с юридическими и физическими лицами. Согласно п. 2 ст.

124 ГК РФ правовой режим участия государства в гражданском обороте приравнивается, за необходимыми изъятиями, к режиму, установленному для юридических лиц. Это касается участия государства во внутренних отношениях.

В отношениях же с иностранным элементомдело обстоит иначе. Ст.

127 ГК закрепляет положение о том, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. В настоящее время в нашей стране пока такой закон не принят.

Однако значение проблемы, связанной с международно-правовым институтом иммунитета государства, трудно переоценить, так как две противостоящие друг другу концепции иммунитета государства накладывают отпечаток на международное правотворчество и практику судов.

Российская правовая доктрина придерживается концепции абсолютного иммунитета иностранного государства. Она основана на ст.

435 ГПК РФ, в соответствии с которой предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящегося в РФ, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства.

В основе данного правила лежит принцип суверенитета и равенства государств, то есть «равный над равным не имеет юрисдикции». Но в зарубежных странах широкое распространение получила доктрина функционального, или ограниченного иммунитета.

Она нашла отражение в ряде зарубежных законов об иммунитете иностранного государства и его собственности (в Великобритании, Канаде, Австралии, США и др.), международных договорах (Европейская конвенция об иммунитете государств 1972 года), практике судов Франции, Германии, Италии и прочих государств.

Следует отметить, что и отечественная практика знает случаи отказа от иммунитета государства. К примеру, ряд соглашений о взаимной защите капиталовложений содержит правило о рассмотрении споров принимающего государства с иностранным инвестором по вопросам самих капиталовложений в международном коммерческом арбитраже. Так, ст.

7 соглашения между СССР и Австрийской Республикой 1990 года о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений указывает на возможность рассмотрения спора одной из Договаривающихся Сторон с инвестором другой Договаривающейся Стороны в Арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты или арбитражем «ad hoc» в соответствии с арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Ст. VII договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений 1992 года закрепляет возможность для урегулирования любого спора между сторонами относительно толкования или применения договора обращаться в третейский (арбитражный) суд, действующий в соответствии с регламентом ЮНСИТРАЛ.

Два этих подхода объединяет признание сторонниками обеих концепций самого принципа иммунитета иностранного государства, а также того, что его основой являются государственный суверенитет и принцип суверенного равенства государств. Различие состоит лишь в определении объема иммунитета.

Сторонники теории абсолютного иммунитета считают, что государство им пользуется как при совершении публично-правовых действий, так и при совершении частноправовых актов, хотя и допускают при этом изъятия из принципа иммунитета.

Приверженцы же концепции относительного иммунитета признают иммунитет государства в публично-правовых действиях, но не в частноправовых. Унификация объема иммунитета государства, вероятно, позволит сблизить обе эти теории. По мнению профессора Н.А.

Ушакова, «в случае четко установленных и сформулированных положений об изъятиях из принципа иммунитета безразлично, какая именно теоретическая концепция их лучше обосновывает».

Государство как субъект МЧП участвует в отношениях по поводу поставок товаров, заключения и исполнения договоров концессии, наследования выморочного имущества, осуществляет правовое регулирование и допуск иностранных инвестиций и т.п. Оно является субъектом правоотношений как между государствами и международными организациями, так и между ним и юридическими и физическими лицами другого государства.

Тема 7.Правовое регулирование вещных отношений в МЧП[7]

Одной из основных подотраслей любой правовой системы является вещное право. Данная подотрасль закрепляет экономические отношения, связанные с присвоением и использованием материальных благ в нормах права. При наличии иностранного элемента они регулируются нормами МЧП. В законодательстве разных стран указанные отношения закреплены неоднозначно.

Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество практически во всех странах подчиняется праву места его нахождения (lex rei sitae).

Этот коллизионный принцип был сформулирован в средние века в итальянской доктрине МЧП и стал общим для всех европейских государств. Основанием для применения lex rei sitae является сама природа недвижимого имущества (его неподвижность).

Это определяет нахождение естественного центра тяжести прав на недвижимое имущество в конкретной стране.

Более сложным представляется регулирование отношений собственности с иностранным элементом на движимые вещи.

Еще в средневековье была разработана норма, согласно которой право на движимые вещи подчинялась закону места жительства собственника или обладателя иного вещного права: mobilia personam sequuntur (собственность следует за собственником).

Однако уже в XIX веке старая норма была подвергнута критике, и сфера ее применения была ограничена случаями наследования движимого имущества и режима общесупружеского имущества.

В настоящее время норма «собственность следует за собственником» практически везде заменена нормой lex rei sitae. Ее применение обосновывается тем, что вещные права должны быть легко распознаваемы.

Лицо, желающее приобрести право на вещь, должно быть защищено от риска признания приобретения недействительным, что может произойти, если приобретаемая вещь подчинена иностранному праву. Поэтому представляется вполне естественным определять права на приобретаемую вещь в соответствии с правом того места, где вещь находится.

В современной международной практике признается, что вещь, правомерно приобретенная в собственность определенным лицом, сохраняется за ее собственником при изменении места нахождения вещи, что является важным при признании права собственности на вещи, приобретенные за границей.

Объем прав собственника или обладателя иного вещного права на имущество, которое перемещается из одной страны в другую, изменяется согласно законам соответствующих стран. Закон места нахождения вещи применяется не всегда.

Для изучения коллизионных вопросов вещных прав студентам следует внимательно ознакомиться с положениями ст. ст. 1205-1207 ГК РФ.

Право собственности на имущество может переходить от одного собственника к другому в результате принятия специальных государственных актов о национализации имущества.

Национализация предполагает огосударствление, то есть изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передачу его в собственность государства. Национализация осуществляется в странах с различными системами собственности. Данный процесс характеризуется следующими общими для разных правовых систем чертами:

  • 1) национализация является актом государственной власти;
  • 2) национализация – это социально-экономическая мера общего характера;
  • 3) она может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (отечественным или иностранным лицам);
  • 4) каждое государство само определяет, должна ли выплачиваться иностранцам компенсация за национализированную собственность, в каком размере, на каких условиях и в какой срок.

Вопросы национализации имущества иностранных граждан и юридических лиц регулируются двусторонними соглашениями между государствами о поощрении и защите иностранных инвестиций, а также некоторыми многосторонними международными договорами. Например, Сеульская конвенция 1985 года «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций», регулирует вопросы защиты инвесторов от некоммерческих рисков, одним из которых является риск национализации имущества.

Помимо указанного студентам необходимо на основании нормативных актов, международных договоров и специальной литературы внимательно изучить вопросы вещных прав на культурные ценности, а также собственности РФ, находящейся за рубежом.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s35026t2.html

Государство как субъект международного частного права 3 (стр. 1 из 3)

  • План
  • Введение.
  • Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица).

Появление государств, а затем системы государств осуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело к развитию международного сотрудничества в различных областях. Эти отношения регулируются нормами международного публичного права и международного частного права.

В отличие от отношений, которые регулируются международным публичным правом (главное место занимают политические взаимоотношения государств – обеспечения мира, безопасности и т.д.

) отношения, регулируемые международным частным правом выделяются в особую группу частноправовых отношений, которые имеют международный характер, это, прежде всего имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения (в области авторского, патентного права).

  1. Необходимо отметить, что если в международном публичном праве основными субъектами являются государства, то в международном частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве, а отдельные лица – физические и юридические.
  2. Цель работы – изучение правового положения государства как участника гражданско-правовых отношений по международному частному праву.
  3. Задачи:
  4. 1. Проанализировать субъекты международного частного права;
  5. 2. Рассмотреть государство как субъект имущественных отношений, иммунитет государства и его виды;
  6. 3. Рассмотреть понятие иммунитета государства, его виды;

4. Охарактеризовать российское государство как участника гражданско-правовых отношений в международном частном праве.

1.Субъекты международного частного права: виды, краткая характеристика.

  • Субъекты международного частного права (МЧП) — это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом».
  • Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.
  • К числу субъектов международного частного права относятся:
  • 1) физические лица (граждане; лица без гражданства – апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство — бипатриды);
  • правового статуса физического лица в международном частном праве — совокупность правоотношений, осложненных иностранным элементом, в которых это лицо участвует.
Читайте также:  Тяжесть в груди и кашель

Естественные права и свободы не относятся к исключительной прерогативе государства и должны быть предоставлены каждому человеку безотносительно к тому, где и в каком государстве он проживает. В Российской Федерации они нашли закрепление в Конституции.

Правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека, можно рассматривать в качестве определенных международно-правовых стандартов.

Они юридически обязывают государства предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, ряд прав и свобод. Согласно ч. 1 ст.

2 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства (апатрид) не состоит в гражданстве данного государства и не имеет юридически значимых доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Правовое положение апатрида в первую очередь определяется законом государства проживания.

При переезде апатрида в другое государство его связь с прежним государством автоматически прекращается и возникает новая связь с государством, где оказался. Права и обязанности апатрида, приобретенные в прежнем государстве, автоматически не возобновляются.

Они признаются только в том случае, если в новом государстве действует закон относительно перехода этих прав и обязанностей или это государство выполняет соответствующие международные обязательства.

Что касается граждан иностранных государств, то они подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству.

У иностранных граждан как граждан определенного государства существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством независимо от места нахождения данных граждан. Подобное государство, требуя лояльности от своих граждан, обязано обеспечить им установленные законом права и защиту как на собственной территории, так и за рубежом.

Государство распространяет свою власть на граждан, даже если они находятся за пределами его территории.

В связи с этим граждане этого государства, находясь за его пределами в качестве иностранцев, пользуются по отношению к государству своего гражданства рядом прав, например правом на формирование органов государственной власти, и соответственно несут ряд обязанностей, например обязанность несения военной службы и соблюдения законов своего государства. Такие права и обязанности отсутствуют у граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, по отношению к последнему. Отсутствуют они и у лиц, не имеющих какого – либо гражданства, в отношении любого государства.

2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

Государство определяет пределы и основные направления деятельности юридического лица как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают физические лица в качестве субъектов права.

Поскольку юридическое лицо является производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с государством, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в «прикреплении» этого юридического лица к определенному государству.

Независимо от понимания природы юридического лица, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.

  1. Выяснение национальной принадлежности (личного закона юридического лица) требуется для определения:
  2. · статуса организации в качестве юридического лица;
  3. · организационно-право вой формы юридического лица;
  4. · требований к наименованию юридического лица;
  5. · вопросов создания, реорганизации и ликвидации юридического лица,в том числе вопросов правопреемства;
  6. · содержания правоспособности юридического лица;
  7. · порядка приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
  8. · внутренних отношений, в том числе отношения юридического лицас его участниками;

· способности юридического лица отвечать по своим обязательствам. Соответствующие положения содержатся в ч. 2 ст. 1202 ГК РФ.

  • · дляопределения режима деятельности иностранного юридического лица на территории РФ (таможенное и налоговое обложение, правовой режим).
  • 3) государства;
  • 4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);
  • 5) международные межправительственные организации;
  • 6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан — резиденция главы римско-католической церкви).

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в пра­воотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они бу­дут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

2. Государство как субъект имущественных отношений, иммунитет государства, его виды.

Основную группу отношений регулируемых международным частным правом составляют имущественные отношения.

Различают два вида имущественных правоотношений, в которых участвуют государства: во-первых, правоотношения, возникающие между государствами, а также между государствами и международными организациями; во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

Источник: https://mirznanii.com/a/41634/gosudarstvo-kak-subekt-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava-3

27. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права. Понятие, виды иммунитета государства и их правовое регулирование

Государства
в качестве субъекта международного
частного права часто становятся
участниками гражданско-правовых
отношений международного характера.
Государство, заключая какие-либо сделки
на территории иностранного государства,
пользуется особым правовым режимом.

Согласно данному правовому режиму
государство, его собственность, сделки
с его участием не подчиняются власти
этого иностранного государства, т. е.
его юрисдикции.

Следовательно, особенность
правового режима государства как
участника международной частноправовой
деятельности заключается в его иммунитете
от иностранной юрисдикции.

  • Для
    понимания иммунитета необходимо
    отметить, что юрисдикция бывает полная
    и ограниченная.
  • Полная
    юрисдикция
     –
    государство обладает властью предписывать
    определенное поведение всем находящимся
    на его территории и обеспечивать любыми
    средствами реализацию своих предписаний.
  • Ограниченная
    юрисдикция
     –
    государство обладает властью предписывать
    определенное поведение, но оно ограничено
    по определенным причинам в использовании
    средств для обеспечения реализации
    своих предписаний.

В
соответствии со ст.

124 ГК РФ Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации:
республики, края, области, города
федерального значения, автономная
область, автономные округа, а также
городские, сельские поселения и другие
муниципальные образования – выступают
в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, на равных началах
с иными участниками этих отношений –
гражданами и юридическими лицами. На
основании ст. 126 ГК РФ Российская
Федерация, субъект Российской Федерации,
муниципальное образование отвечают по
своим обязательствам принадлежащим им
на праве собственности имуществом,
кроме имущества, которое закреплено за
созданными ими юридическими лицами на
праве хозяйственного ведения или
оперативного управления, а также
имущества, которое может находиться
только в государственной или муниципальной
собственности.

Иммунитет –
это право государства на освобождение
от юрисдикции другого государства,
т. е. право на неприменение к нему
принудительных мер со стороны судебных,
административных и иных органов
государства.

Иммунитет –
частичный отказ государства от
осуществления своей территориальной
юрисдикции, т. е. отказ от применения
принудительных мер своими судебными,
административными и иными органами.

В
последней четверти XX в. некоторые
государства стали принимать законы об
иммунитете. Первый закон «Об иммунитетах
иностранных государств» был принят в
США в 1976 г. В 1978 г. в Великобритании
был принят акт об иммунитете государства
и т. д.

В тех
государствах, где не создавалось
отдельного закона об иммунитете, нормы
о нем содержались в других законодательных
актах.

В
Российской Федерации специального
закона об иммунитете нет, однако нормы
об иммунитете закреплены в Гражданском
кодексе.

Так,
на основании ст. 127 Гражданского кодекса
РФ особенности ответственности Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, с
участием иностранных юридических лиц,
граждан и государств определяются
законом об иммунитете государства и
его собственности.

А в
соответствии со ст. 1204 Гражданского
кодекса РФ к гражданско-правовым
отношениям, осложненным иностранным
элементом с участием государства,
правила распространения действия
коллизионных норм применяются на общих
основаниях, если иное не установлено
законом.

Сделки,
совершаемые государством, имеют особый
правовой режим. Особенности правового
регулирования частноправовой деятельности
государства предопределены его
суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые
отношения, государство не теряет свои
качества как суверена.

Суверенитет
предполагает наличие у государства
целого комплекса иммунитетов. В XIX в.
в доктрине права была разработана теория
абсолютного иммунитета государства.

В
соответствии с этой теорией государство
как субъект гражданско-правовых отношений
обладает следующими иммунитетами:

1) судебным
– неподсудность одного государства
судам другого. Все сделки государства
должны рассматриваться только в его
собственных судах. Без прямо выраженного
согласия государства на судебное
разбирательство в иностранном суде его
нельзя привлечь к судебной ответственности
за границей;

  1. 2) от
    предварительного обеспечения иска –
    без прямо выраженного согласия государства
    в отношении его имущества, находящегося
    за границей, не могут быть приняты
    никакие меры в качестве предварительного
    обеспечения иска;
  2. 3) от
    принудительного исполнения судебного
    решения – без согласия государства по
    отношению к нему не могут быть применены
    никакие принудительные меры по обеспечению
    иска или исполнению решения;
  3. 4) собственности
    государства– собственность иностранного
    государства неприкосновенна, не может
    быть национализирована, конфискована,
    на нее нельзя обратить взыскание. Без
    согласия государствасобственника его
    имущество не может быть подвергнуто
    принудительному отчуждению, насильственно
    удерживаться на территории иностранного
    государства;

5) доктрины
акта государства (связана с иммунитетом
собственности государства) – если
государство заявляет, что имущество
принадлежит ему, то суд иностранного
государства не вправе подвергать это
заявление сомнению.

Никакие иностранные
компетентные органы не могут рассматривать
вопрос о том, принадлежит ли действительно
собственность государству, если оно
заявляет, что собственность принадлежит
ему.

Читайте также:  Повышенное артериальное давление на руках и пониженное на ногах характерно

Согласно коллизионному иммунитету
государства к ЧПО государства должно
применяться только его собственное
право. Все сделки государства подчиняются
его национальному праву.

Источник: https://diplomconsult.ru/preview/5185498/page:21/

Государство как субъект международного частного права

Петросян М. А., Чантурия К. М. Государство как субъект международного частного права [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 189-191. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11404/ (дата обращения: 11.01.2020).



Данная статья раскрывает понятие «государства» как субъекта международного частного права. Определяет, какие законодательные акты в Российской Федерации регулируют данные правоотношения. Статья направлена на всестороннее изучение и выяснение таких категорий как — иммунитет государства, соотношение понятий «юридические лица» и «государства», а также виды концепций иммунитета государства.

Ключевые слова: государство, иммунитет государства, судебный иммунитет, юрисдикционный иммунитет, правоотношения, осложненные иностранным элементом

This article reveals the concept of «state» as a subject of private international law. The article determines which legislative acts of the Russian Federation regulate appropriate relationship.

The authors focus attention on a comprehensive study and elucidation of different categories such as: immunity of the state, a ratio of the concepts of «legal persons» and «state», and the types of concepts of state immunity.

Keywords: state, state immunity, judicial immunity, legal relations complicated by a foreign element

Государство, как известно, является основным субъектом международного публичного права. Для него свойственны отношения публично — правового характера.

Однако и в международном частном праве у «государства» есть свое особое значение. Существует огромное количество международных частноправовых отношений, в которых одной из сторон выступает государство.

Так, например — концессионные договоры, соглашения о разделе продукции, договоры купли-продажи т. д.

Государство в Российской Федерации не является юридическим лицом, так как обладает суверенитетом и само определяет свой правовой статус [1]. Государство выступает как особый субъект права, который и не является юридическим лицом, но выступает на равных началах с ним.

Если рассматривать правоотношения различных стран мира, то во многих правовых системах «государство» выступает в качестве юридического лица. Например, Гражданский кодекс Чешской Республики гласит: «Если государство вступает в частноправовые отношения, то оно является юридическим лицом [2]. Такое же законодательное определение содержат нормативно-правовые акты Франции, ФРГ.

Это положение не отождествляет юридическое лицо с государством, а лишь в определенных случаях наделяют последнего таким статусом.

Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского Кодекса под государством следует понимать — Российскую Федерацию, ее субъектов и другие муниципальные образования, которые выступают в отношения, регулируемые гражданским законодательством на равных началах этих отношений — гражданами и юридическими лицами [3].

Принадлежащий государству иммунитет распространяется на действия органов, которые находятся на территории данного государства и за рубежом, а также на имущество государства. Иммунитет носит императивный характер. Любой суверен вправе отказаться от него. Отказ должен быть прямым и зафиксированным в письменной форме.

Наряду с отказом от иммунитета, законодатель выделяет отказ от судебного иммунитета. В статье 6 Федеральный закон от 03.11.2015 N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» [4] перечислены обстоятельства, которые определяют отказ от судебного иммунитета.

Согласно статье 127 ГК РФ особенности ответственности государства определяются законом об иммунитете государства и ее собственности. Данная норма является отсылочной.

В соответствии со ст. 1204 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила раздела ГК РФ “Международное частное право” применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

  • В рамках международного экономического сотрудничества государство выступает как особый субъект, который обладает суверенитетом, поэтому отождествление государства и юридического лица условно и допустимо до определенной степени. В связи с этим речь идет о двух видах юрисдикции:
  • а) полная юрисдикция — государство обладает властью предписывать определенное поведение при помощи норм права всем находящимся на его территории субъектам и обеспечивать реализацию юрисдикции;
  • б) ограниченная юрисдикция — государство обладает властью, однако не в состоянии полностью реализовать ее.
  • Концепция абсолютного иммунитета заключается в том, что:
  • – Иски к другому государству не рассматриваются без его согласия;
  • – Имущество другого государства не может быть подвергнуто принудительным мерам со стороны другого государства и также без согласия государства.
  • Обладание названными статусами создает лишь предпосылки для участия государства во внешнеэкономической деятельности, реально же приобретать права и обязанности, изменять их возможно путем совершения сделок.

Иммунитет — это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.

Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряет свои качества как суверена. Суверенитет предполагает наличие у государства комплекса иммунитетов.

Иммунитет — это межотраслевой, комплексный институт, нормы которого используются в различных отраслях права.

Правовой иммунитет — это особая материально-процессуальная привилегия, распространяющаяся на обозначенный в международном или национальном праве круг субъектов, регламентирующая их специальный статус путем наделения дополнительными гарантиями и преимуществами [5].

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Parinparemnonhabetimperium» («Равный не имеет власти над равным»).

  1. В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной правовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств:
  2. – судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства) — обязанность суда РФ воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе;
  3. – иммунитет от предварительного обеспечения иска;
  4. – иммунитет о принудительного исполнения судебного решения;
  5. – иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства)

– другие иммунитеты, перечисленные в ст. 2 ФЗ “О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации”.

На сегодняшний день в российском законодательстве существует понятие «юрисдикционные иммунитеты государства» — судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда.

В рассматриваемых отношениях с участием государства применяется принцип взаимности, который означает, что юрисдикционные иммунитеты иностранного государства могут быть ограничены, если будет установлено наличие таких же ограничений в другом государстве по отношению Российской Федерации.

Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных действий со стороны другого государства [6].

В Российской Федерации предусмотрена исключительная компетенция судов в отношении споров с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; в отношении споров о возмещении вреда; в отношении споров, связанных с интеллектуальной собственностью.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что государство занимает особое место в системе субъектов международного частного права.

Его особенность заключается в том, что оно не является юридическим лицом, но выступает наравне с ним, а, кроме того, это единственный субъект международного частного права, который обладает иммунитетом.

Таким образом, государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права.

При этом государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т. е. его юрисдикции. Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.

Литература:

  1. Международное частное право: Учебник; Министерство образования и науки РФ. Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина; Отв. ред. Г. К. Дмитриева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 221–227 с;
  2. http://www.czechlegislation.com/ru/89–2012-sb — гражданский кодекс Чешской Республики;

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11404/

45. Государство как субъект международного частного права. Государство как субъект мчп

Международные
частноправовые отношения характеризуются
независимостью и равноправием субъектов,
свободой их воли и неприкосновенностью
частной собств. С одной стороны, участие
государства не меняет их сущности, но
с др.ст., властная природа и суверенитет
государства не могут не сказаться на
его правовом положении.

ГК:
РФ и ее субъекты участвуют в
гражданско-правовых отношениях на
равных началах с иными участниками этих
отношений – гражданами и юр.лицами.

Гос-во
часто становится участником отношений,
осложненных иностр.элементом
 –
арендует участок для дип.миссии, заключает
договор с иностр.фирмой на ремонт своих
зданий, хранит деньги в иностр.банках…

При
этом гос-во, заключая сделки на
террит.иностр.государства,
не подчиняется власти этого иностранного
государства, т.е.его юрисдикции (иммунитет
от юрисдикции).

В
отношении иностр.государства не могут
быть применены принудительные меры:

  • по принудит.применению закона,
  • по принудит.привлечению к суду и др.

Это
не означает полного беспедела. Напротив,
Венская конвенция о дип.сношениях прямо
предписывает всем гос-м и их должностным
лицам осуществлять свою деятельность
в соотв.с законами государства, на
террит.кот.они находятся, а также
соблюдать местные традиции и обычаи.

Иммунитет:

  • право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и др.органов другого государства
  • частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции, т.е.отказ от применения принудительных мер своими судебными, адм.и другими гос.органами в отношении другого государства.

О
праве на иммунитет можно говорить только
тогда, когда правоотношение связано с
террит.юрисдикцией иностранного
государства (т.е.либо спор рассматривается
в иностр.суде, либо имущество находится
на территории иностр.государства)

Если
частно-правовое отношение, осложненное
иностр.элементом, стороной кот.является
государство, осуществляется на
территории государства-участника,
оно рассматривается правоприменительными
органами этого государства на общих
основаниях, об
иммунитете нет речи.

Государства
являются носителями универсальной
международной правосубъектности, т.е.
обладают не только международной, но и
гражданско-правовой правосубъектностью.

Они вправе непосредственно участвовать
во внешнеэкономической коммерческой
деятельности, заключая гражданско-правовые
сделки с иностранными физическими или
юридическими лицами.

Таким образом,
особенностью государств как субъектов
МЧП является их правоспособность
заключать сделки имущественного
характера, не будучи юридическими
лицами.

Читайте также:  Горло красное и сухой кашель

Важнейшей
составной частью статуса государства
как субъекта МЧП является институт
иммунитета государства
 в
международных политических и имущественных
отношениях.

• Под государственным
иммунитетом 
в
широком смысле понимается право
государства, его органов и его
представителей (особенно дипломатических)
не подчиняться властным акциям других
государств, их органов и представителей.

Этому
праву соответствует обязанность
государства, его органов и представителей
не осуществлять каких-либо властных
акций в отношении других государств,
их органов и представителей, а также
собственности этих государств.

В более
узком смысле, применительно к режиму
гражданско-правовых сделок, государственный
иммунитет выступает как материально-правовое
преимущество, проявляющееся в реализации,
в частности, процедур исполнительного
производства властными структурами
иностранных государств относительно
государственной собственности.

Международно-правовой
основой защиты государственного
иммунитета является Конвенция Организации
Объединенных Наций о юрисдикционных
иммунитетах государств и их собственности
(Нью-Йорк, 2 декабря 2004 г.), которая
определила, что юрисдикционные иммунитеты
государств и их собственности являются
общими принципами международного
публичного права и МЧП.

Участие
государств в международных экономических
отношениях, в том числе внешнеторговых,
кредитных, инвестиционных, расчетных
и других, влечет во многих случаях
применение института государственного
иммунитета и означает особую значимость
его использования именно в рамках МЧП.

По
мнению Μ. М. Богуславского, особое
положение государства как участника
международных хозяйственных отношений
состоит в том, что к обязательствам
государства в принципе может применяться
только его право, кроме случаев, когда
государство прямо выразило согласие
на применение иностранного права.

Государственный
иммунитет в гражданско-правовых
отношениях с иностранным элементом
есть одно из проявлений особого
конституционного статуса государственной
собственности, национального суверенитета,
обеспечения экономической безопасности
государства, международно-правовых
принципов невмешательства во внутренние
дела других государств, уважения прав,
присущих суверенитету.

Государственный
иммунитет является международно-правовым
институтом, поскольку государство в
своем внутреннем правопорядке не
пользуется таким иммунитетом в гражданско-
правовых отношениях, будучи равным
партнером с другими хозяйствующими
субъектами, что закреплено в ст. 124 ГК
РФ.

Институт
государственного иммунитета и его
доктрина имеют длительную историю
развития как на международном, так и на
национальном уровне. В XX в., т.е. до
принятия Конвенции 2004 г., государственный
иммунитет понимался как «абсолютный»
и действовал в качестве обычной
международно-правовой нормы.

Но
«частноправовая составляющая»
государственного иммунитета всегда
проявлялась в том, что государство, его
органы и представители ни в каком случае
не могут быть подвергнуты властным
акциям со стороны других государств,
кроме как с согласия государства.

Согласие могло быть выражено в
международном договоре, в частноправовом
контракте, в публичном устном или
письменном заявлении в ходе судебного
или иного разбирательства.

Однако
доктрина абсолютного
государственного иммунитета
 не
означала, что к государству не могут
быть предъявлены имущественные и иные
требования. Они не могут предъявляться
без согласия государства к нему в судах
других государств, но могут предъявляться
в судах конкретного государства на
общих гражданско-правовых основаниях.

После
вступления в силу Конвенции 2004 г.
происходит качественное изменение
масштабов участия государств как
субъектов МЧП с контрагентами,
представляющими собой субъектов частного
права других государств.

Данный акт
регламентировал «устойчивый иммунитет»
государственным органам, учреждениям,
институтам и иным государственным
образованиям в гражданско-правовых
сделках с иностранным элементом в том
объеме, в каком они правомочны совершать
юридические действия от имени суверенной
власти государства.

Данное положение
частично трансформировало доктрину
абсолютного иммунитета государства.

В
целях обеспечения исполнения имущественных
обязательств субъектами национального
рынка государства стали выступать
гарантами имущественных обязательств
своих частных субъектов.

При этом выросла
заинтересованность одних государств
в сделках с частными субъектами других
государств, которые соглашаются на эти
сделки на условиях обеспечения
имущественной ответственности государств
на случай неисполнения ими своих
обязательств по сделкам.

Это
также привело к постепенному отходу от
концепции абсолютного государственного
иммунитета и к возникновению и закреплению
понимания государственного иммунитета
как ограниченного,
коллизионного, судебного (юрисдикционного)
иммунитета.

 Это
означает, что государство имеет право
на иммунитет от властных действий других
государств только тогда, когда оно
действует, реализуя свои властные
функции. Если государство выступает в
качестве коммерческого партнера, т.е.
выступает стороной частноправовой
коммерческой сделки, оно утрачивает
права на иммунитет в отношении своих
имущественных и иных прав.

Каждое
государство само определяет и устанавливает
в рамках своей юрисдикции пределы и
условия предоставления иммунитетов
для других государств.

Концепция
ограниченного государственного
иммунитета
 имеет
место в правовой системе Австрии,
Бельгии, Великобритании, Германии,
Греции, Дании, Италии, Канаде, Норвегии,
России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии
и др. Ряд из названных стран участвует
и в Европейской конвенции об иммунитете
государств (Базель, 16 мая 1972 г.).

Надо
подчеркнуть, что как коммерческий (или
некоммерческий) характер сделки
(контракта), так и коммерческий (или
некоммерческий) характер использования
имущества (собственности) подлежат
определению с точки зрения критериев
характера и целевого назначения сделки
или собственности государства, что
отражено в Конвенции 2004 г.

Ограниченный
иммунитет государства как субъекта МЧП
проявляется не во всей полноте
государственного иммунитета, а лишь
некоторых его составляющих, т.е. в
судебном или процессуальном иммунитете.
Но это не означает отказ от иммунитета
государственной собственности.

Концепция
коллизионного иммунитета государства
 вытекает
из коллизионной природы международных
коммерческих сделок и не является
бесспорной.

Она означает, что сделки,
заключаемые государством с иностранными
физическими и юридическими лицами,
должны регулироваться правом этого
государства, если стороны не договорились
об ином.

Однако поскольку государства,
как хозяйствующие субъекты, выступают
в гражданско-правовых сделках на равных
основаниях, данная концепция расширяет
«нежелательные последствия»
ограничения государственного иммунитета
в сделках с участием государства.

Концепция
коллизионного иммунитета государства
«ограничена» ст.

414 КТМ РФ об
определении права, подлежащего применению
к отношениям, возникающим из торгового
мореплавания с участием иностранных
граждан или иностранных юридических
лиц либо осложненным иностранным
элементом, согласно которой право,
подлежащее применению к отношениям,
возникающим из торгового мореплавания
с участием иностранных граждан или
иностранных юридических лиц либо
осложненным иностранным элементом, в
том числе если объект гражданских прав
находится за пределами Российской
Федерации, определяется в соответствии
с международными договорами РФ, другими
законами и признаваемыми в Российской
Федерации обычаями торгового мореплавания.

Концепция
судебного (юрисдикционного)
иммунитета
 наиболее
тесно связана с национальным гражданским
процессуальным и арбитражным процессуальным
правом. Согласно ст.

251 АПК РФ иностранное
государство, выступающее в качестве
носителя власти, обладает судебным
иммунитетом в следующих случаях: 1) по
отношению к предъявленному к нему иску
в арбитражном суде в Российской Федерации;
2) при привлечении его к участию в деле
в качестве третьего лица;

  • 3)
    при наложении ареста на имущество,
    принадлежащее иностранному государству
    и находящееся на территории РФ;
  • 4)
    при принятии по отношению к нему судом
    мер по обеспечению иска и имущественных
    интересов.
  • Обращение
    взыскания на имущество государства в
    порядке принудительного исполнения
    судебного акта арбитражного суда
    допускается только с согласия компетентных
    органов соответствующего государства,
    если иное не предусмотрено международным
    договором РФ или федеральным законом.

Применение
юрисдикционного иммунитета (в
процессуальном плане) не означает
освобождения государства от выполнения
им своих обязательств по сделке, или от
ответственности за ее неисполнение,
или от ответственности за возмещение
причиненного вреда. Применение иммунитета
означает лишь, что спор может рассматриваться
по иску, но только в суде данного
государства.

В
правовом смысле, если применяется
юрисдикционный иммунитет, можно говорить
об использовании соответствующего
международного частноправового
института.

При отказе же в применении
иммунитета дело переходит в плоскость
того или иного национального правопорядка.

В принципе, согласно нормам МЧП отдельных
государств право страны, в суде которой
рассматривается спор, не обязательно
является применимым.

Нечеткость
международно-правовых норм, определяющих
критерии коммерческого или некоммерческого
характера сделки государства или
характера его собственности, приводит
к тому, что национальный суд, решающий
вопрос о юрисдикционном иммунитете,
должен толковать самостоятельно
национально-правовые критерии и подходы
к разграничению международного публичного
договора и внешнеэкономического
коммерческого контракта. Это необходимо
для определения и выбора судом «типа
применяемого иммунитета» к
рассматриваемым отношениям с участием
государственной собственности.

Хотя
предварительное обеспечение иска есть
по существу судебное действие,
соответствующий иммунитет в отношении
такой судебной акции рассматривается
как самостоятельный вид государственного
иммунитета, поскольку принудительные
меры в большей степени вторгаются в
суверенные права государства, нежели
рассмотрение судом иска против
иностранного государства. Иммунитет
от предварительного обеспечения иска
означает неприемлемость каких-либо
властных, принудительных мер в отношении
государственной собственности без
согласия данного государства.

Предварительное
обеспечение иска может быть применено
в отношении имущества, связанного с
коммерческой, культурной, спортивной,
благотворительной и иной имущественной
деятельностью государства.

При этом
суд устанавливает характер, целевое
назначение действий государства, а
также и действительную принадлежность
имущества, в отношении которого
испрашивается предварительное
обеспечение.

Принудительность, властность
действия при исполнении вступившего в
законную силу решения иностранного
суда сходно с судебным решением о
предварительном обеспечении иска.

Принудительное
исполнение судебного решения, как и
предварительное обеспечение иска, в
силу норм национального права и
соответствующих международных договоров
о правовой помощи может осуществляться
и за пределами национальной юрисдикции
суда, рассматривающего дело.

Пример

Так,
швейцарская компания «Нога» по
судебному делу об иске о возмещении
ущерба российской стороной частноправового
контракта пыталась добиться предварительного
обеспечения иска, а затем исполнить в
принудительном порядке решение шведского
арбитражного суда (1997 г.) против Российской
Федерации в других странах: Люксембург,
Швейцария, Франция.

Современные концепции
иммунитета собственности государства
как субъекта МЧП
, включающие
судебный (юрисдикционный) иммунитет,
иммунитет от обеспечения иска и иммунитет
от принудительного исполнения судебного
(арбитражного) решения, устанавливают
имущественный международный частноправовой
иммунитет государства в качестве
самостоятельных видов государственного
иммунитета. Иммунитет государственной
собственности имеет самостоятельное
значение, поскольку он распространяется
как на государственную собственность,
используемую в дипломатических сношениях
(например, помещение дипломатических
представительств и иное их имущество),
так и вообще на любую иную государственную
собственность.

Этот
иммунитет может быть не обязательно
связан с судебными, исковыми требованиями
к иностранному государству и к его
собственности, связанные с возбуждением
исков в судах и арбитражах, а касается
иного государственного имущества,
правомерно находящегося за пределами
территориальной юрисдикции данного
государства.

Источник: https://studfile.net/preview/6703671/page:53/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector