Следственные действия в отношении иностранных граждан не обладающих дипломатическим иммунитетом

В обоснование этой позиции также отметим, что в отношении указанных категорий иностранных граждан УПК РФ устанавливает особый порядок привлечения их к участию в процессуальных действиях.

2. Особенности производства следственных действий

Одной из особенностей расследования с участием иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом (дипломатической неприкосновенностью), является то, что в соответствии с ч.2 ст.3 УПК РФ все процессуальные действия с участием таких лиц производятся лишь по их просьбе или с их согласия.

Согласие на производство процессуальных действий испрашивается через МИД РФ.

Таким образом, до обращения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом с просьбой об участии в производстве процессуальных действий либо до получения через МИД РФ согласия на их участие в производстве процессуальных действий, следует выполнять неотложные следственные и иные процессуальные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета. Согласно Положению о дипломатических и консульских представительствах такие лица не обязаны давать показания в качестве свидетелей, а в случае их согласия дать показания — не обязаны для этого являться в судебные или следственные органы[3]. Этим правом, как показало изучение дел, заинтересованные лица достаточно широко пользуются. Из лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, в 1998-2003 годах лишь около 50% пожелали принять участие в процессуальных действиях.

В уголовно-процессуальном законе не установлена форма обращения лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, с просьбой допустить их к участию в следственных и иных процессуальных действиях, производимых по уголовному делу, возбужденному в связи с обнаружением признаков преступления, совершенного лицом, обладающим дипломатическим иммунитетом либо в отношении данного лица. Поэтому в предыдущем учебном пособии я предложила ввести в УПК РФ бланк такого согласия. В связи с этим и опираясь на данное исследование, полагаю, что при получении согласия иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, на производство следственного действия необходимо разъяснить ему последствия такого согласия. А именно, в этом случае данное лицо приобретает такой же правовой статус, как и иностранный гражданин, не обладающий иммунитетом, т.е. наделяется правами и обязанностями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, для данного участника процесса, но с некоторыми исключениями, определенными в международно-правовых актах (например, отсутствие обязанности являться на допрос к месту производства предварительного расследования, отсутствие уголовной ответственности за дачу ложных показаний[4]). В этом случае протокол следственного действия, произведенного с участием иностранного гражданина, будет иметь доказательственное значение. Кроме того, существует необходимость заручаться согласием лица, обладающего иммунитетом, на производство с его участием ряда процессуальных действий.

Так, например, если процессуальные действия производились с участием свидетеля — иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, и с его согласия, а затем данное лицо приобретает новый статус подозреваемого, то перед производством процессуальных действий с участием подозреваемого необходимо снова заручиться согласием на дальнейшее производство.

А что касается подозреваемого и обвиняемого, то на производство каждого процессуального действия с их участием необходимо каждый раз заручаться согласием на его проведение.

В случае наличия у иностранного гражданина абсолютного иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации, оно не может быть наделено каким-либо процессуальным статусом без его согласия и соответственно без согласия аккредитующего государства.

Очевидно, что невозможность принудительного привлечения данной категории лиц для производства необходимых следственных действий значительно затрудняет производство по уголовному делу, отрицательно влияет на сроки возбуждения уголовных дел и их расследования.

А, следовательно, результатом того, что потрачено время на переговоры и уведомления центральных органов, является возможная утрата следов и вещественных доказательств.

В этой связи от следователей требуется особое чувство такта, умение устанавливать необходимый психологический контакт с иностранными гражданами, чтобы они сами пожелали принять участие в следственных действиях для установления истины по делу.

Ведь от того, насколько быстро и полно будут раскрыты рассматриваемые преступления и будут соблюдены права и законные интересы иностранных граждан, во многом зависит международный престиж правоохранительных органов РФ и авторитет России на международной арене.

Другой особенностью расследования уголовных дел с участием иностранных граждан является также то, что в соответствии с нормами международного права помещения дипломатических представительств неприкосновенны. Доступ в них возможен лишь с согласия главы дипломатического представительства.

Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое, находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях) [5]. Такой же иммунитет установлен в отношении помещений международных организаций, имеющих представительства на территории РФ[6].

ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях[7] находит своё отражение в ст.

3 УПК РФ, где установлены следующие правила: «Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации» (ч.2).

В законодательстве РФ не устанавливается особый порядок производства других следственных действий в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а, следовательно, они производятся в общем порядке, предусмотренном УПК РФ, однако с применением условий ст.3 УПК РФ.

Вместе с тем следственная практика идёт по пути производства следственных действий в помещениях дипломатических представительств с участием представителя МИДа РФ и должностных лиц дипломатических представительств. Это связано с тем, что должностные лица, осуществляющие производство следственных действий в таких помещениях, не знают норм международного права, регулирующих такое производство.

А соответствующие сотрудники МИДа обладают данными знаниями и могут влиять на производство следственных действий.

В консульских конвенциях и соглашениях между Правительством РФ и международными организациями, имеющими представительства на территории РФ, установлена неприкосновенность консульских помещений и представительства ряда международных организаций.

Под консульскими помещениями понимаются используемые исключительно для целей консульского учреждения здание или части зданий, включая резиденцию главы консульского учреждения, и обслуживающий данное здание или части здания земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них.

Следует иметь в виду, что в некоторых консульских конвенциях установлена неприкосновенность жилых помещений консульских должностных лиц и консульских служащих (например, ст.15 Консульской конвенции между РФ и Республикой Польша) [8].

В некоторых консульских конвенциях в этой связи содержится оговорка, согласно которой неприкосновенность распространяется на жилые помещения указанных лиц, если они не являются гражданами РФ или лицами, постоянно проживающими в РФ (например, ст.

15 Консульской конвенции между РФ и Республикой Болгарией) [9].

Как правило, консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульских учреждений, средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции, а потому на них не распространяется иммунитет от обыска и выемки.

В соответствии с нормами международного права, закреплёнными в Венской конвенции о дипломатических сношениях, консульских конвенциях между РФ и другими государствами, а также в соглашениях между Правительством РФ и международными организациями, официальная корреспонденция и архивы дипломатических и консульских представительств, а также представительств международных организаций на территории РФ неприкосновенны. Это значит, что на корреспонденцию не может быть наложен арест, она не может быть изъята, а в архивах не могут производиться обыски и выемки.

Как уже было отмечено, дипломатические представители и консульские служащие не обязаны давать свидетельские показания. В том случае, если консульский служащий согласился дать свидетельские показания, то следует выяснить, как в международном праве решается вопрос о месте допроса. Так, например, в ст.

20 Консульской конвенции между РФ и Республикой Болгарией[10] закреплено правило, согласно которому «согласие консульского служащего дать свидетельские показания не должно препятствовать выполнению им своих служебных функций.

В случаях, когда это допустимо и возможно, устные или письменные свидетельские показания могут быть даны в консульстве или на квартире соответствующего консульского служащего». Аналогичные нормы закреплены в консульских конвенциях между РФ и Республикой Беларусь (п.2 ст. 20) [11], между РФ и Республикой Молдова (п.4 ст.

36) [12], между РФ и Литовской Республикой (п.2 ст. 20) [13], между РФ и Республикой Узбекистан (п.2 ст. 20) [14] и др.

Источник: https://mirznanii.com/a/29501-2/osobennosti-proizvodstva-predvaritelnogo-rassledovaniya-s-uchastiem-inostrannykh-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii-2/

§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий

  • Производство каждого следственного действия, предусмотрен­
  • ного УПК России, с участием иностранных граждан имеет свои так­
  • тические особенности. Прежде всего, эти особенности связаны с
  • обладанием полным или частичным дипломатическим иммуните­
  • том некоторых иностранцев, языковым барьером, психологически­
  • ми факторами, кратковременностью пребывания, необходимостью
  • сотрудничества с правоохранительными органами других госу­
  • дарств. В этой связи рассмотрим наиболее распространенные
  • следственные действия: осмотр места происшествия, допрос и оч­
  • ную ставку, задержание, предъявление лиц для опознания, назна­
  • чение экспертиз.           v
  • Осмотр места происшествия имеет свои особенности в случа­ях совершения преступления иностранным гражданином, обладаю­щим дипломатическим иммунитетом от уголовной юрисдикции Рос­сии или в отношении такого лица.

Сам факт заявления дипломата о совершенном в отношении не­го преступлении нельзя рассматривать как просьбу провести с его участием все необходимые следственные действия.

Необходимо помнить, что без участия такого заявителя, если нет его письмен­ной просьбы и не получено через МИД согласие, возможно прове­дение лишь неотложных следственных действий, не затрагиваю­щих дипломатического иммунитета. Например, при краже из жили­ща производится только наружный осмотр жилища.

В этом случае в протоколе осмотра места происшествия необходимо отразить, по какой причине в его проведении не участвует иностранец, обла­дающий иммунитетом. Когда в письменном заявлении лица, обла­дающего дипломатическим иммунитетом, указано, что он просит провести с его участием конкретное следственное действие, то следователь его проводит, после чего через руководителя органа предварительного следствия уведомляет об этом Министерство иностранных дел России. Если иностранец, обладающий диплома­тическим иммунитетом, не может участвовать в осмотре места про-

142

исшествия (например, в результате дорожно-транспортного проис­шествия он получил травму), то на место происшествия необходи­мо вызвать через Департамент государственного протокола МИД России, а в ночное время — через дежурного по МИД представите­ля посольства для того, чтобы при его участии осмотреть автомобиль, а также передать имущество, находящееся в нем и сам автомобиль в его распоряжение. Тщательный осмотр места происшествия с участием иностранного гражданина, а также осмотр его автомобиля и других транспортных средств позволит эффективно разрешить спорные вопросы о механизме происшествия и о возмещении ма­териального ущерба. Если водитель посольства управлял личным автомобилем и произошло ДТП, то перед осмотром места проис­шествия необходимо выяснить цель его поездки. Только убедив­шись в том, что он не выполнял функциональные обязанности, связанные с дипломатической деятельностью, можно проводить следственные действия на общем основании.

Осмотр места происшествия при поступлении информации о со­вершенном в отношении иностранца преступлении производится незамедлительно ввиду кратковременности пребывания иностран­ных граждан на территории России. Если иностранный гражданин присутствует при осмотре места происшествия и не владеет язы­ком судопроизводства, целесообразно пригласить переводчика.

Допрос и очная ставка. Важной предпосылкой успешного до­проса является тщательная подготовка к производству данного следственного действия. Под подготовкой к допросу следует пони­мать совокупность предварительно проводимых мероприятий с це­лью обеспечения результативности допроса.

При подготовке к до­просу следователь должен: изучить материалы дела; определить предмет допроса и вопросы, подлежащие выяснению; проанализи­ровать обстоятельства, относящиеся к личности допрашиваемого; установить, пользуется ли иностранец, которого следует допро­сить, дипломатическим иммунитетом; владеет ли он языком судо­производства: определить время и место проведения следственно­го действия, подготовить технические средства, необходимые для производства допроса; обеспечить явку переводчика, других спе­циалистов, необходимость присутствия которых потребуется при производстве следственного действия; организовать явку допраши­ваемого, находящегося как на территории России, так и за ее пре­делами.

Вызов иностранца для производства процессуальных действий из-за границы осуществляется через компетентные органы в соот­ветствии со ст. 456 УПК РФ и договорами о правовой помощи. Ино-

143

Читайте также:  Сильный кашель: как быстро вылечить

странцев, находящихся на территории России, как правило, вызы­вают через администрацию российских учреждений и организаций, куда они прибыли.

Так, студенты и аспиранты вызываются на до­прос через деканаты вузов, специалисты, рабочие, представители различных фирм — через руководителей министерств и ведомств, по линии которых они прибыли.

Если иностранный гражданин при­был по приглашению частных лиц, то он может быть вызван через российских граждан, к которым он приехал. Вызов иностранных гра­ждан повестками не рекомендуется.

При подготовке служебного кабинета для производства допроса иностранных граждан следователь, учитывая специфику допроса иностранцев, для установления психологического контакта по воз­можности должен исключить присутствие при допросе других лиц, не принимающих участия в производстве следственного действия. Это условие необходимо, так как следственные действия с участи­ем иностранных граждан в целях исключения их повторного вызова должны производиться с использованием видеозаписи.

Важное значение при подготовке к производству допроса ино­странных граждан имеет изучение личности допрашиваемого. Для правильного определения тактики предстоящего допроса нужно знать, гражданином какой страны является подлежащий допросу иностранец.

Зная государственную принадлежность допрашивае­мого, его национальность, следователь может предварительно изу­чить историю страны, национальные обычаи и нравы, особенности обращения граждан друг к другу и т. д. При изучении личности доп­рашиваемого важно установить цель его нахождения на террито­рии России.

Если это студент учебного заведения или работник со­вместного предприятия, длительное время находившийся на терри­тории России, то в таких случаях отпадает вопрос о приглашении переводчика.

Важное значение при подготовке к производству допроса ино­странных граждан, не владеющих языком судопроизводства, имеет порядок организации допроса с участием переводчика. При произ­водстве расследования по делам названной категории, как извест­но, должен участвовать переводчик, процессуальное положение ко­торого в целом определено ст. 59 УПК РФ.

На практике участие переводчика в производстве следственных действий в настоящее время является весьма проблематичным. Дело в том, что услуги переводчика должны быть оплачены за счет бюджета ОВД, так как для иностранного гражданина действует «Международный пакт о гражданских и политических правах», где в п. «f» ст.

14 указано на право пользоваться бесплатной помощью переводчика. При произ-

144

водстве допроса иностранных граждан не исключены и конфликт­ные ситуации. Любая конфликтная ситуация предполагает противо­действие. Задача следователя — изобличить допрашиваемого во лжи, в попытке утаить, скрыть или исказить истину.

При допросе иностранцев, не владеющих языком судопроизводства, надо учиты­вать, что переводчик не всегда может дословно передать показа­ния допрашиваемого в виде свободного рассказа, поэтому целесо­образно использовать форму допроса в виде «вопрос-ответ».

Как правило, подозреваемые в совершении преступлений иностранцы, с целью уклонения от ответственности за совершенные преступле­ния, ссылаются на незнание языка судопроизводства, чем вносят определенные трудности в процесс собирания доказательств.

При допросе иностранных граждан применимы многие тактиче­ские приемы, используемые при допросе граждан России, и реко­мендации, высказанные в криминалистической литературе по так­тике допроса в зависимости от их процессуального положения, свойств личности и конкретных обстоятельств дела. Однако наряду с этими рекомендациями при допросе иностранных граждан следу­ет учитывать и некоторые особенности тактического характера.

Весьма ценным в деятельности следователя по расследованию таких преступлений является умение установить психологический контакт и использовать арсенал других тактических приемов для получения достоверных показаний. Допрос может иметь положи­тельный результат только при установлении психологического кон­такта следователя с допрашиваемым.

При установлении психологического контакта немаловажное значение имеет представление следователя о политическом строе» страны, гражданином которой является допрашиваемый иностра­нец, знание особенностей уголовного, уголовно-процессуального законодательства этой страны, вероисповедования допрашиваемо­го. При заполнении анкетных данных допрашиваемого иностранно­го гражданина лучше воспользоваться его документами в целях из­бежания ошибок и неоднократно повторяемых вопросов, что может повлиять на самолюбие допрашиваемого (например, неправильная запись фамилии, имени, отчества, места жительства).

Вызов для допроса иностранного гражданина, обладающего ди­пломатическим иммунитетом, осуществляется через дирекцию Де­партамента государственного протокола МИДа. Допрос таких лиц производится только с их письменного согласия, при этом следова­тель выясняет у допрашиваемого место, где он желает дать пока­зания.

10 Криминалистическая методика         1/*5

Одной из разновидностей допроса является очная ставка. При­нимая решение о производстве очной ставки с участием иностран­ного гражданина — потерпевшего от преступления, следователь действует в ситуации тактического риска (т. е.

, предвидит возмож­ные отрицательные последствия своего решения), однако в силу процессуальной необходимости, предписанной законом, он не вправе отказаться от производства этого следственного действия.

Чтобы обеспечить успех очной ставки, важно психологически подго­товить к ней потерпевшего, определить удобные для этого дейст­вия время, место и условия производства.

При проведении очной ставки между потерпевшим (свидетелем) — иностранным гражданином и подозреваемым (обвиняемым) реко­мендуется размещать допрашиваемых на значительном удалении друг от друга или даже в смежных комнатах, чтобы обеспечить лич­ную безопасность иностранца.

Если следователь не уверен в поло­жительном исходе очной ставки, необходимо от нее отказаться.

Особенностью производства очной ставки с участием иностранных граждан является также участие в ней двух переводчиков; при этом показания допрашиваемых могут фиксироваться на трех языках.

При расследовании преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, специфичным для данной категории уголов­ных дел является производство такого следственного действия, как предъявление для опознания лица.

Особенностью является то об­стоятельство, что уголовно-процессуальное законодательство Рос­сии до настоящего времени не предусматривало возможности предъявления для опознания лица с использованием защитного эк­рана.

Это наиболее безопасный порядок производства следствен­ного действия, в котором участвуют потерпевшие или свидетели, поскольку исключает непосредственный контакт опознающего с лица­ми, предъявляемыми ему для опознания.

Нередко иностранные граж­дане — потерпевшие от преступления, свидетели, узнав об ином по­рядке производства данного следственного действия, отказываются от участия в нем, ссылаясь на недостаточную обеспеченность их личной безопасности.

В этих условиях следователь действует в си­туации тактического риска, сталкиваясь с фактором противодействия, как со стороны потерпевшего, так и со стороны подозреваемого (об­виняемого). Специфика производства опознания с участием ино­странных граждан проявляется и в том, что в следственном дейст­вии участвуют один или два переводчика, а также статисты разных национальностей.

При решении вопроса о задержании и аресте иностранного гра­жданина обязательно следует иметь в виду правовой статус ино-

146

странца и тяжесть совершенного преступления. Иностранные граж­дане, обладающие дипломатическим иммунитетом, задержанию и аресту не подлежат.

В соответствии с Инструкцией «О порядке извещения посольст­ва и консульства о задержаниях и арестах граждан представляемо­го ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств арестованных и осужденных граждан», утвержденной Генеральной прокуратурой, МВД, КГБ, МИД СССР 22 ноября 1966 г., установлен перечень лиц, которых следователь должен известить о задержании или аресте ■ иностранца. О задержании иностранца через руководителя органа по телефону, а затем письменно оповещаются Генеральная проку­ратура России и территориальный Департамент МИДа. Следова­тель непосредственно в письменной форме сообщает о задержа­нии надзирающему прокурору. В сообщении должны найти отраже­ние подробные данные» о задержанном, основания задержания, цель приезда иностранца, срок, на который прибыл и т. п.

Консульское должностное лицо или сотрудник дипломатического представительства имеет право незамедлительно посетить задер­жанного или арестованного.

Решение о посещении задержанного принимается следователем по согласованию с надзирающим про­курором. В беседе имеет право принять участие надзирающий про­курор.

Следователем при этом составляется протокол беседы с указанием ее краткого содержания и лиц, принимавших в ней уча­стие. Протокол заверяется подписями присутствующих.

Назначение экспертиз при расследовании преступлений, совер­шенных как иностранными гражданами, так и в отношении этих гра­ждан, позволяет решить многие тактические задачи. Перечень про­водимых экспертиз очень обширен.

При назначении судебных экспертиз по делам с участием иностранных граждан действует об­щий порядок, за исключением их производства с участием граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом.

Кроме того, по делам данной категории экспертные исследования могут производиться иностранными специалистами за пределами Российской Федера­ции.

Интерес представляет судебно-филологическая экспертиза, определяющая по записям, листовкам, публикациям в средствах массовой информации наличие призывов, направленных на возбу­ждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганды исключительности, пре­восходства либо неполноценности граждан по их отношению к ре­лигии, национальной или расовой принадлежности.

147

Источник: http://www.adhdportal.com/book_1437_chapter_41__3._Osobennosti_proizvodstva_otdelnykh_sledstvennykh_dejjstvijj.html

Особенности проведения отдельных процессуальных действий с участием иностранных граждан

Каждое процессуальное действие с участием иностранных граждан имеет свои специфичные особенности. Прежде всего эти особенности связаны с полным или частичным дипломатическим иммунитетом некоторых иностранцев, языковым барьером, психологическими факторами, кратковременностью пребывания, необходимостью сотрудничества с правоохранительными органами других государств.

В этой связи рассмотрим особенности осуществления осмотра места происшествия, допроса и очной ставки, задержания, предъявления лица для опознания.

Осмотр места происшествия имеет свои особенности в случаях совершения преступления иностранным гражданином, пользующимся дипломатическим иммунитетом, или в отношении такого лица.

Сам факт заявления дипломата о совершенном в отношении него преступлении нельзя рассматривать как просьбу провести с его участием все необходимые следственные действия. Следует помнить, что, если нет его письменной просьбы и не получено через МИД согласие, возможно проведение лишь таких следственных действий, которые не затрагивают дипломатического иммунитета.

Например, при краже из жилища проводится только наружный осмотр жилища. В этом случае в протоколе осмотра места происшествия необходимо отразить, по какой причине в его проведении не участвует иностранец, пользующийся иммунитетом.

  • Когда в письменном заявлении лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, сказано, что оно просит провести с его участием конкретное следственное действие, то следователь его проводит, после чего через руководителя следственного органа уведомляет об этом Министерство иностранных дел России.
  • В случае если иностранец, пользующийся дипломатическим иммунитетом, не может присутствовать при осмотре места происшествия, например в результате дорожно-транспортного происшествия получил травму, на место происшествия для участия в осмотре автомобиля указанного лица необходимо вызвать через Департамент государственного протокола МИД России, а в ночное время — через дежурного по МИД представителя посольства для того, чтобы при его участии осмотреть указанный автомобиль, а также передать имущество, находящееся в нем, и сам автомобиль в его распоряжение.
  • Тщательный осмотр места происшествия с участием иностранного гражданина, а также осмотр его автомобиля и других транспортных средств позволит эффективно разрешить спорные вопросы, связанные с механизмом происшествия и с возмещением материального вреда.

Если водитель дипломатического представительства управлял личным автомобилем и произошло ДТП, то необходимо перед осмотром места происшествия выяснить цель его поездки. Только убедившись в том, что он не выполнял функциональных обязанностей, связанных с дипломатической деятельностью, следственные действия в данном случае проводят на общем основании.

Читайте также:  У ребенка по утрам заложен нос но нет соплей что может быть

Осмотр места происшествия при поступлении информации о совершенном в отношении иностранца преступлении проводится незамедлительно ввиду кратковременности пребывания иностранных граждан на территории России. В случаях если иностранный гражданин присутствует при осмотре места происшествия и не владеет языком судопроизводства, необходимо пригласить переводчика.

Важной предпосылкой успешности допроса является тщательная подготовка к проведению данного следственного действия.

При подготовке к допросу следователь должен:

  • • изучить материалы дела;
  • • определить предмет допроса и вопросы, подлежащие выяснению;
  • • проанализировать обстоятельства, относящиеся к личности допрашиваемого;
  • • установить, пользуется ли иностранец, которого следует допросить, дипломатическим иммунитетом;
  • • установить, владеет ли он языком судопроизводства;
  • • определить время и место проведения следственного действия;
  • • подготовить технические средства, необходимые для проведении допроса;
  • • обеспечить явку переводчика, других специалистов, присутствие которых потребуется при производстве следственного действия;
  • • организовать явку допрашиваемого, находящегося на территории России или за ее пределами.

Вызов иностранца из-за границы для производства процессуальных действий осуществляется через компетентные органы в соответствии со ст. 456 УПК РФ и договорами о правовой помощи. Иностранцев, находящихся на территории России, как правило, вызывают через администрацию российских учреждений и организаций, куда они прибыли.

Например, студентов и аспирантов вызывают на допрос через деканаты вузов, специалистов, рабочих, представителей различных фирм — через руководителей министерств и ведомств, по линии которых они прибыли. Если иностранный гражданин прибыл по приглашению частных лиц, то он может быть вызван через российских граждан, к которым приехал.

При подготовке служебного кабинета для проведения допроса иностранных граждан следователь, учитывая специфику допроса иностранцев, для установления психологического контакта, по возможности, должен исключить присутствие при допросе других лиц, не принимающих участия в этом следственном действии. Это условие необходимо, так как следственные действия с участием иностранных граждан в целях исключения их повторного вызова целесообразно проводить с использованием видеозаписи.

Важное значение при подготовке к проведению допроса иностранных граждан имеет изучение личности допрашиваемых. Для правильного определения тактики предстоящего допроса знание того, гражданином какой страны является подлежащий допросу иностранец, необходимо для установления психологического контакта с допрашиваемым.

Заранее зная государственную принадлежность допрашиваемого, его национальность, следователь получает возможность предварительно изучить особенности обращения граждан друг к другу в этой стране, национальные обычаи и нравы, вероисповедование допрашиваемого. В необходимых случаях может ознакомиться с политической системой страны, ее историей — это может способствовать оптимальной организации и проведению допроса.

Достаточно сложную задачу при подготовке к допросу иностранных граждан, не владеющих языком судопроизводства, имеет порядок организации допроса с участием переводчика. В проведении расследования по уголовным делам данной категории, как известно, должен участвовать переводчик, процессуальное положение которого в целом определено ст. 59 УПК РФ.

На практике участие переводчика в следственных действия является проблематичным. Проблема состоит в том, что услуги переводчика должны быть оплачены за счет государственного бюджета, так как для иностранного гражданина действует «Международный пакт о гражданских и политических правах», где в п. «f» ст. 14 указано на право пользоваться бесплатной помощью переводчика.

При проведении допроса иностранных граждан не исключены и конфликтные ситуации. Любая конфликтная ситуация создает противодействие расследованию. Задача следователя в этой ситуации — изобличить допрашиваемого во лжи, в попытке утаить, скрыть или исказить истину.

При допросе иностранцев, не владеющих языком судопроизводства, надо учитывать, что переводчик не всегда может точно перевести показания допрашиваемого в форме свободного рассказа, поэтому целесообразно проводить допрос в форме «вопрос—ответ».

При допросе иностранных граждан применимы многие тактические приемы, используемые при допросе граждан России, и рекомендации, предлагаемые в криминалистической литературе по тактике допроса. Однако наряду с этими рекомендациями при допросе иностранных граждан следует учитывать и некоторые специфичные особенности тактического характера.

Весьма ценным в деятельности следователя по расследованию таких преступлений является умение установить психологический контакт и использовать арсенал других тактических приемов для получения достоверных показаний. Допрос может иметь положительный результат только при установлении психологического контакта следователя с допрашиваемым.

Для установления психологического контакта немаловажное значение имеет представление следователя о политическом строе страны, гражданином которой является допрашиваемый иностранец, знание особенностей уголовного, уголовно-процессуального законодательства этой страны, вероисповедования допрашиваемого.

При получении сведений об анкетных данных допрашиваемого иностранного гражданина лучше воспользоваться его документами в целях избежания ошибок и неоднократно повторяемых вопросов, что может повлиять на самолюбие допрашиваемого (неправильная запись фамилии, имени, отчества, места жительства).

Вызов для допроса иностранного гражданина, пользующегося дипломатическим иммунитетом, осуществляется через Департамент государственного протокола МИД РФ. Допрос таких лиц производится только с их письменного согласия, при этом следователь выясняет у допрашиваемого место, где он желает дать показания.

Одной из разновидностей допроса является очная ставка (ст. 192 УПК РФ).

Принимая решение о проведении очной ставки с участием иностранного гражданина, потерпевшего от преступления, следователь действует в ситуации тактического риска, т.е. предвидит возможные отрицательные последствия своего решения.

Чтобы обеспечить успех очной ставки, важно психологически подготовить к ней потерпевшего, определить оптимальные для этого действия время, место и условия производства.

Если следователь не уверен в положительном исходе очной ставки, необходимо от нее отказаться, поскольку это право следователя, установленное уголовно-процессуальным законодательством.

Особенностью очной ставки с участием иностранных граждан является также возможность участия в ней двух переводчиков. Например, при проведении очной ставки между немцем и французом, не владеющими русским языком, данные ими показания должны быть переведены на родной язык каждого. При этом протокол составляется на русском языке.

При расследовании уголовных дел с участием иностранных граждан специфичным является такое следственное действие, как предъявление лица для опознания (ст. 193 УПК РФ).

Его особенностью является то обстоятельство, что в ведении данного следственного действия необходимо участие статистов. При этом следует учитывать, что статисты должны быть по возможности внешне схожими с опознаваемым. Например, нет смысла предъявлять для опознания лицо негроидной расы совместно с лицами европейской внешности.

Специфика опознания с участием иностранных граждан, заключается и в том, что в этом следственном действии могут участвовать, так же как и в очной ставке, два переводчика, владеющие разными языками.

При решении вопроса о задержании иностранного гражданина обязательно следует иметь в виду правовой статус иностранца и тяжесть совершенного преступления. Иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, задержанию не подлежат.

В соответствии с ч. 3 ст.

96 УПК РФ и инструкцией «О порядке извещения посольства и консульства о задержаниях и арестах граждан представляемого ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств арестованных и осужденных граждан», утвержденной Генеральной прокуратурой, МВД, КГБ, МИД СССР 22 ноября 1966 г., установлен перечень лиц, которых должен известить следователь о задержании или заключении иностранца под стражу.

При задержании иностранного гражданина следователь по возможности должен немедленно уведомить об этом руководителя следственного органа и надзирающего прокурора, а в срок не позднее 12 часов с момента задержания — посольство или консульство государства, гражданином которого является задержанный. В сообщении должны содержаться подробные данные о задержанном, основания задержания и, при наличии в распоряжении следователя информации, — цель приезда иностранца, срок, на который он прибыл, и другие сведения.

Консульское должностное лицо или сотрудник дипломатического представительства имеют право незамедлительно посетить задержанного или заключенного под стражу. Решение о посещении задержанного принимается следователем самостоятельно.

При посещении задержанного или заключенного под стражу может быть проведена беседа с посещающим. В беседе консула или сотрудника посольства с задержанным или заключенным под стражу имеют право принять участие руководитель следственного органа и надзирающий прокурор.

Источник: https://studref.com/527236/pravo/osobennosti_provedeniya_otdelnyh_protsessualnyh_deystviy_uchastiem_inostrannyh_grazhdan

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, времени, отношении иностранных граждан, лиц без гражданства

УПК РФ (ст. 2-4) содержит положения, которые регулируют действие уголовно-процессуального закона (УПЗ) в отношении пространства, времени и лиц, которые имеют статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Замечание 1

Действие УПЗ в пространстве характеризуется тем, что в соответствии с общепризнанным международно-правовым принципом незыблемости суверенитета любой страны уголовное производство по делам на территории РФ должно производиться на основе отечественного Кодекса о данных нарушениях. Это не зависит от от места совершения преступного деяния, если международный договор России не установил иное.

Территория нашей страны включает территории ее субъектов, внутренние воды, включая морские воды; воздушное пространство над ними.

Положение УПК может использоваться в случаях, когда преступления совершаются на речном, морском или воздушном судне, которое находится за пределами Российской Федерации, но имеет ее флаг и приписан к одному из портов страны. Тем не менее, использование такого положения предусматривается только, если соблюдается одно из нескольких условий:

  • преступное деяние совершено на судне РФ, которое находится в открытом море (открытом воздушном пространстве);
  • использование российским судном мирного прохода через чужие территориальные воды, не заходя во внутренние воды;
  • попадание преступления, совершенного на нашем судне, которое находится во внутренних водах зарубежного государства, под юрисдикцию РФ, что подтверждает международный договор.

Пример 1

Капитан морского судна, приписанного к Мурманску, действовал в соответствии с требованиями УПК. Корабль находился в Средиземном море, в процессе его плавания один из матросов по причине личных неприязненных отношений ударил ножом радиста.

Капитаном было возбуждено уголовное дело и были проведены неотложные следственные действия, которые закрепляли доказательства. Матрос был помещен под стражу.

После прибытия судна в порт, капитан передал материалы возбужденного уголовного дела в один из территориальных следственных органов.

Действие УПЗ во времени

Действие уголовно-процессуального закона во времени рассматривается также уголовно-процессуальным Кодексом. Так, в соответствии со статей 4 УПК производство по уголовному делу необходимо производить по УПЗ, который действует на момент производства или принятия определенных процессуальных решений.

Это говорит о том, что если производство по уголовному делу начато до момента вступления в законную силу нового закона, то любое из процессуальных действий и решений, которые были произведены или приняты до этого времени, может сохранять свою юридическую силу. Их необходимо использовать в процессе последующего расследования и разбирательств по делу в суде. Далее производство уже осуществляется по новому УПЗ, когда он вступит в законную силу.

Действие УПЗ в отношении иностранцев

УПК в 1 части 3 ст. регулирует производство по уголовным делам о тех преступлениях, которые совершают зарубежные граждане и лица без гражданства.

Замечание 2

Не считается законным требование задержанного, подозреваемого в совершении ограбления, которые заявляют, что они могут являться гражданами иностранного государства.

По этой причине действие УПК на них не распространяется, если в ходе проверки удалось установить, что они действительно являются таковыми и находятся в нашей стране по туристической визе.

Такие лица при этом не обладают никаким процессуальным иммунитетом.

Статья 458 гласит: если иностранные граждане совершают преступление на территории РФ, а затем оказываются за ее пределами, то необходимо по правилам международного сотрудничества решить вопрос об их выдаче с целью осуществления уголовного преследования на нашей территории. Также подобные действия могут производиться на территории зарубежной страны.

Что касается производства по уголовным делам о преступлениях, которые совершают лица, наделенные иммунитетом (например, дипломатическая неприкосновенность), то все действия могут производиться лишь при наличии согласия иностранной страны, на службе которой находится (находилось) это лицо.

Читайте также:  Сухой кашель при сердечной недостаточности

Часто требуется согласие и международной организации, в число сотрудников которой входил человек. Рассмотренное положение имеет в основе общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договора, заключенные РФ.

Сведения о наличии у иностранца иммунитета, в том числе о его объеме, предоставляются МИД России.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/dejstvie-ugolovno-protsessualnogo-zakona/

§2. Правовой статус иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом в РФ

УПК РФ содержит понятие «право дипломатической неприкосновенности» (ч.2 ст. 3), т. е.

право дипломатических (консульских) представителей на охрану их личности, помещений, архивов, переписки и почты от принудительных действий административных и иных органов пребывания: дипломатические (консульские) представители не подлежат аресту или задержанию в какой-либо форме; их резиденция, жилище, служебные помещения, салоны личных, служебных автомашин не подлежат обыску, осмотру, выемке, изъятию чего-либо; архивы, почта и переписка не могут быть вскрыты или задержаны; они не обязаны давать показания в качестве свидетелей, а в случае согласия дать такие показания не обязаны являться для этого в следственные или судебные органы.

  • Иммунитетом от уголовной юрисдикции России обладают следующие группы иностранных граждан:
  • 1) сотрудники дипломатических представительств:
  • а) дипломатический персонал и проживающие с ним члены семей, не являющиеся российскими гражданами;
  • б) сотрудники административно-технического персонала и проживающие с ними члены их семей, если ни те, ни другие не являются российскими гражданами;
  • в) сотрудники обслуживающего персонала, не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно;
  • г) дипломатические курьеры;
  • д) домашние работники- лица, состоящие исключительно на частной службе у дипломатов;
  • 2) консульские сотрудники:
  • а) руководители консульства;
  • б) консульские должностные лица;

в) административные и технические сотрудники консульства (в том числе шофер, садовник и т. п.), не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно;

  1. 3) члены персонала дипломатических представительств в других странах, члены их семей и дипломатические курьеры, следующие транзитом через Россию;
  2. 4) сотрудники парламентских и правительственных иностранных делегаций и члены их семей, приезжающие в Россию с официальными функциями или следующие через Россию транзитом;
  3. 5) сотрудники международных межправительственных организаций.

Вышеперечисленные лица в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции России, кроме некоторых гражданско-правовых исков, предусмотренных ст. 31 Венской конвенции. Девятьяров М.В. Особенности расследования преступлений, совершенных в расположении дипломатических представительств и учреждений // Рос. следователь. — 2007. — № 7.

С учетом изложенных правил уголовно-процессуальное законодательство России устанавливает порядок, согласно которому в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия производятся только по их просьбе или с их согласия. Согласие на проведение этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел.

Если лицо, обладающее иммунитетом от юрисдикции России, заявляет о преступлении, это не следует рассматривать как просьбу или согласие на проведение с его участием всех необходимых следственных действий, тем более если такое заявление носит устный характер.

Подобная просьба или согласие должны быть выражены в письменном виде, о чем следователь обязан поставить в известность через руководство органов внутренних дел или прокуратуры соответствующее учреждение МИДа.

При отсутствии такой просьбы или согласия, если расследование не терпит отлагательства, необходимо провести неотложные следственные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета, без участия данного иностранного гражданина, что отметить в протоколе, указав причину.

Рекомендуется в исключительных случаях, при совершении дипломатом тяжкого преступления, когда интересы следствия требуют проведения неотложных действий (изъятия орудий преступления, судебно-медицинского освидетельствования виновного и т. п.

), немедленно принять меры к вызову на место происшествия представителя МИДа, а через него — представителя соответствующего посольства или консульства. Соболев И.Д. Международное право в системе административно-правового регулирования положения иностранных граждан в Российской Федерации // Журн. рос. права. — 2007. — № 3. — С. 140

Вопрос о дальнейших следственных действиях решается после прибытия сотрудников посольства или консульства, и если они правомочны просить о проведении таких действий или давать на них согласие, то в соответствующем протоколе об этом делается отметка, которая подтверждается подписями присутствующих лиц с указанием их должности и документов, удостоверяющих личность.

Следует иметь в виду, что некоторые категории иностранных граждан из числа перечисленных обладают иммунитетом лишь в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей.

Это сотрудники обслуживающего персонала дипломатического представительства, административно-технического и обслуживающего персонала консульств и некоторые другие.

Поэтому, если возникает необходимость выяснить, совершено ли преступное посягательство при исполнении им служебных обязанностей, в МИД направляется письменный запрос, где излагаются данные об иностранце и обстоятельства преступления.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию в качестве туристов или для участия в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах и т. п.

, а также участники научных конференций, симпозиумов, аспиранты, студенты, практиканты, сотрудники иностранных банков, фирм, предприятий, специалисты и рабочие по договорам не пользуются никакими привилегиями и иммунитетом от российской юрисдикции.

Они несут уголовную ответственность за преступления, совершенные в России, и обладают уголовно-процессуальными правами и обязанностями наравне с российскими гражданами.

В ст. 33 УПК установлено принципиальное положение: судопроизводство по делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, ведется на территории Российской Федерации в общем порядке.

Право иммунитета от уголовной ответственности не является пожизненным. Государство может лишить лицо этого иммунитета и дать согласие на привлечение его к уголовной ответственности, которое получают по дипломатическим каналам.

В настоящее время категории иностранных граждан, обладающих привилегиями и иммунитетами, указаны в различных актах, среди которых основное место занимает Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР (1966 год). Курбанова Е.М. Некоторые особенности расследования уголовных дел, возбужденных в отношении иностранных граждан // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. — 2008. — Вып. 8 (36). — С. 341-342.

В правовой литературе различают:

1) дипломатические иммунитеты и привилегии представительства.

К ним относятся неприкосновенность помещений, средств передвижения, имущества, архивов, документов и официальной переписки; свобода сношений со своим правительством, консульскими представительствами своей страны и т. п.

Резиденция, жилые и служебные помещения, салоны личных и служебных автомашин пользуются иммунитетом от осмотров, обыска, выемки, изъятия и иных исполнительных мер; архивы, почта, переписка не подлежат вскрытию и задержанию.

Под помещениями представительства понимают здание или часть здания, используемые для целей дипломатического представительства, независимо от того, принадлежат ли они представительству или арендуются им, включая участок земли, в том числе двор, сад, если таковые имеются;

2) личные иммунитеты и привилегии. К ним наряду с иммунитетом от уголовной юрисдикции относят личную неприкосновенность, неприкосновенность частной резиденции и жилых помещений, свидетельский иммунитет. Представители дипломатических и консульских представительств не обязаны являться в следственные и судебные органы.

Наличие дипломатической неприкосновенности исключает обычный порядок судопроизводства. В соответствии со ст. 33 УПК в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел России.

Эти положения установлены в соответствии с международно-правовыми актами, в частности Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.

В некоторых случаях уголовно-процессуальный закон устанавливает дополнительные гарантии.

В частности, выемка и обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, могут производиться не только по их просьбе или с согласия дипломатического представителя, но и в присутствии прокурора и представителя Министерства иностранных дел России (ст. 173 УПК). Следственная практика распространила это требование также на производство осмотра.

Иностранные граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом, несут равную с российскими гражданами уголовную ответственность, обладают равными с ними уголовно-процессуальными правами и несут равные обязанности (ст. 33 УПК).

Независимо от статуса иностранных граждан производство по делу с их участием отличается серьезными особенностями. Батлер У.Ю. Производство по делам с участием иностранных лиц в международном процессуальном праве России и Белоруссии / У.Ю. Батлер, Н.Ю. Ерпылева // Гос-во и пpаво. — 2005. — № 7. — С. 31-32

Особенности производства в стадии возбуждения уголовного дела. При обращении иностранных граждан с заявлением о подготавливаемом или совершенном против них преступлении или обнаружении их на месте преступления прежде всего следует удостовериться в их личности.

Следователь, лицо, производящее дознание, и другие сотрудники правоохранительных органов обязаны лично проверить документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, и отразить сведения, содержащиеся в документах, в соответствующих материалах.

Личная проверка документов позволяет:

  • разрешить вопрос о возможности участия иностранного гражданина в процессуальных действиях;
  • определить не только сроки и режим, но и законность пребывания иностранного гражданина в России;
  • избежать ошибок в написании установочных и иных данных.

При этом следует иметь в виду, что документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, является заграничный паспорт, который подразделяется на три вида: дипломатический, служебный и национальный (их называют еще общегражданскими). В них должна быть представлена въездная, выездная или транзитная виза. Иногда иностранным гражданам выдается специальный документ — въездная-выездная виза.

В подтверждение наличия дипломатического иммунитета иностранный гражданин должен предъявить дипломатическую карточку, выдаваемую протокольным отделом Министерства иностранных дел РФ.

При необходимости уточнения каких-либо сведений об иностранном гражданине, получения каких-либо консультаций и т. п. должностным лицам органов внутренних дел категорически запрещено непосредственное обращение в любой форме в представительство соответствующего иностранного государства.

Следователь и другие должностные лица, удостоверившись в личности иностранного гражданина, обязаны безотлагательно выяснить, на каком языке он будет делать заявления, давать разъяснения, объяснения и показания.

Желание воспользоваться услугами переводчика или отказ от его услуг должны быть зафиксированы в документе первого процессуального действия, проведенного с участием иностранного гражданина.

При необходимости безотлагательно принимаются меры к вызову переводчика, с тем чтобы процессуальные действия производились не только с участием иностранного гражданина, но и переводчика, в том числе и составление протокола заявления о преступлении (ст. 110 УПК).

При составлении протокола в порядке ст. 110 УПК иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом, об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК) не предупреждается.

При совершении преступления иностранным гражданином, обладающим дипломатическим иммунитетом, в стадии возбуждения уголовного дела принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК).

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/62483

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector