Особенности иммунитетов и привилегий консульских учреждений заключаются в том что

Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях.

В Российской Федерации эти вопросы регламентируются также Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г. Они во многом схожи с иммунитетами и привилегиями дипломатического представительства.

Но существуют некоторые отступления. Например, помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты».

Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно.

Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т.е. в том, что касается служебной деятельности. В ст.

41 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. сформулирована норма, которая гласит: «1. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. 2.

За исключением случаев, указанных в п. 1 настоящей статьи, консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу».

Следует иметь в виду то обстоятельство, что данное положение неоднозначно отражено в двусторонних консульских конвенциях. Некоторые из них особо регламентируют статус главы консульского учреждения, предоставляя ему иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.

В ряде конвенций все консульские должностные лица приравниваются по характеру иммунитетов и привилегий к дипломатическим агентам. Однако в большинстве двусторонних консульских конвенций воспроизводятся основные положения ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций.

Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания.

В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

В настоящее время весьма распространенным стало назначение почетных консулов. Почетный консул — это лицо, не состоящее на консульской, дипломатической либо иной государственной службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания, гражданство которого оно чаще всего имеет.

Основанием для назначения почетного консула является Венская концессия о консульских сношениях, в которой подчеркивается факультативный характер института почетного консула, в частности предоставляется право государству самому решать, будет ли оно назначать или принимать нештатных консулов.

Россия поддерживает данный институт, о чем свидетельствует Положение о почетном консуле Российской Федерации, утвержденное приказом МИДа России от 13 октября 1998 г.

Согласно этому положению почетные консулы назначаются министром иностранных дел, как правило, из местных руководителей крупных коммерческих фирм и других деятелей, имеющих вес в политических и деловых кругах.

Он выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения в государстве пребывания. Жалованья они не получают, а в виде вознаграждения им поступает часть сборов, взимаемые ими на консульские действия.

Почетные консулы России действуют в США, Великобритании, Италии, Монако, Греции, Турции, Бразилии, Доминиканской Республике, Тринидаде и Тобаго, Боливии, Парагвае, Пакистане, Малайзии, Ливане и ряде других государств.

Что касается предоставления иммунитета и привилегий почетному консулу, то по ряду вопросов, таких как неприкосновенность консульских документов и архивов, защита консульских помещений, освобождение от налогов, таможенных пошлин, освобождение от личных повинностей, Венская конвенция 1963 г.

закрепила положения, которые предоставляют государству право по своему усмотрению определить и ограничить его привилегии и иммунитеты (в случае, если почетный консул является гражданином государства пребывания).

Вместе с тем при выполнении консульских функций он освобождается от уголовной юрисдикции государства пребывания.

Источник: https://bstudy.net/607057/pravo/privilegii_immunitety_konsulskih_uchrezhdeniy_konsulskih_dolzhnostnyh

Правовой анализ института консульских привилегий и иммунитетов

ПРАВОВОЙ  АНАЛИЗ  ИНСТИТУТА  КОНСУЛЬСКИХ  ПРИВИЛЕГИЙ  И  ИММУНИТЕТОВ

Искевич  Ирина  Сергеевна

канд.  юрид.  наук,  исполняющая  обязанности  заведующего  кафедрой  «Международное  право»,  ФГБОУ  ВПО  «Тамбовский  государственный  технический  университет»,  РФ,  г.  Тамбов

EmailIrina_77707@list.ru

Белов  Андрей  Сергеевич

канд.  военных  наук  магистрант  кафедры  «Международное  право»,  ФГБОУ  ВПО  «Тамбовский  государственный  технический  университет»,  РФ,  г.  Тамбов

  • LEGAL  ANALYSIS  OF  INSTITUTE  OF  CONSULAR  PRIVILEGES  AND  IMMUNITIES
  • Irina  Iskevich
  • head  of  the  department  International  law,  candidate  of  jurisprudence,  Tambov  State  Technical  University,  Russia,  Tambov
  • Andrew  Belov
  • candidate  of  military  sciences  Undergraduate  Tambov  State  Technical  University,  Russia,  Tambov
  • АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  правовому  исследованию  института  консульских  привилегий  и  иммунитетов,  их  отличительным  признакам.  Главным  образом  рассматривается  Венская  конвенция  о  консульских  сношениях  1963  г.  как  главный  источник  кодификации  консульских  иммунитетов  и  привилегий.

  За  пределами  Российской  Федерации  все  больше  увеличивается  число  российских  консульских  учреждений.  В  связи  с  этим  остается  актуальным  вопрос  изучения  консульских  иммунитетов  и  привилегий.

  Авторы  изучают  правовую  природу  консульских  учреждений,  статус  консульских  служащих  и  их  семей,  виды  консульских  иммунитетов  и  привилегий.

ABSTRACT

The  article  is  sanctified  to  legal  research  of  institute  of  consular  privileges  and  immunities,  their  distinguishers.  The  Vienna  convention  on  the  consular  intercourses  of  1963  as  the  main  source  of  codification  of  consular  immunities  and  privileges  is  mainly  considered.

  Outside  the  Russian  Federation  the  number  of  the  Russian  consular  establishments  increases  more  and  more.  In  this  regard  there  is  actual  a  question  of  studying  of  consular  immunities  and  privileges.

  The  author  studies  the  legal  nature  of  consular  establishments,  the  status  of  consular  employees  and  their  families,  types  of  consular  immunities  and  privileges.

Ключевые  слова:  консульские  учреждения;  консульские  служащие;  консульские  привилегии  и  иммунитеты;  международное  право;  государство;  Венская  конвенция. 

Keywords:  consulate;  consular  privileges  and  immunities;  state.

В  Российской  Федерации  открываются  новые  дипломатические  представительства  и  консульские  учреждения  иностранных  государств,  так  же  как  и  за  ее  пределами  увеличиваются  дипломатические  и  консульские  учреждения  Российской  Федерации.  Эти  новые  моменты  в  консульских  отношениях  и  договорной  практике  России  и  других  государств,  в  том  числе  и  по  вопросам  консульских  привилегий  и  иммунитетов,  настоятельно  требуют  всестороннего  изучения  [2,  c.  2].

В  соответствии  с  п.  1  статьи  1  Федерального  закона  от  05.07  2010  г.

  №  154-ФЗ  «Консульский  устав  Российской  Федерации»  «консульская  деятельность  осуществляется  в  целях  защиты  прав  и  интересов  Российской  Федерации,  принятия  Российской  Федерацией  мер  к  тому,  чтобы  граждане  Российской  Федерации  и  российские  юридические  лица  пользовались  за  пределами  Российской  Федерации  правами,  установленными  Конституцией  Российской  Федерации,  общепризнанными  принципами  и  нормами  международного  права,  международными  договорами,  участниками  которых  являются  Российская  Федерация  и  государство  пребывания,  законодательством  Российской  Федерации  и  законодательством  государства  пребывания»  [6].

Читайте также:  Капли в нос от зеленых соплей для детей от 2 лет

Как  известно,  термин  «иммунитет»  происходит  от  латинского  “immunitas”,  что  означает  «освобождение,  избавление  от  чего-либо».  В  юридической  практике  чаще  всего  имеется  в  виду  освобождение  от  ответственности  [5,  c.  81].

Консульский  иммунитет  является  одним  из  ведущих  институтов  международного  права.  Нарушение  иммунитета  представителей  иностранного  государства  расценивается  как  существенное  причинение  вреда  его  интересам.  Нарушение  иммунитета  способно  не  только  осложнить  взаимоотношения  между  государствами,  но  и  нанести  ущерб  репутации  принимающего  государства.

Мнение  об  идентичности  понятий  «иммунитета»,  «привилегий»  и  «преимуществ»  в  теории  права  сложилось  не  случайно.

  Венская  конвенция  не  содержит  четких  критериев  отнесения  тех  или  иных  послаблений  в  деятельности  работников  консульских  учреждений  к  «иммунитету»,  «привилегии»  или  «преимуществу».

  Действительно,  грань  между  этими  понятиями  очень  тонка,  а  в  ряде  случаев  едва  отлична.  Вот  почему  зачастую  «привилегии»  и  «преимущества»  считают  синонимичными  понятиями.

Что  касается  «иммунитета»,  то  это  понятие,  в  первую  очередь,  связывается  с  особым  порядком  наступления  уголовной  ответственности.  В  связи  с  чем,  «привилегии»  и  «преимущества»  представляются  в  качестве  дополнительных  льгот  к  предоставленному  иммунитету.

Венской  конвенцией  разделяются  преимущества,  привилегии  и  иммунитеты,  предоставляемые  консульским  учреждениям,  штатным  консульским  должностным  лицам  и  работникам  консульского  учреждения.

  К  числу  привилегий  и  преимуществ  консульских  учреждений  Венской  конвенцией  отнесено  пользование  государственной  символикой.

  Государственный  флаг  может  быть  вывешен,  а  государственный  герб  укреплен  на  зданиях,  занимаемых  консульским  учреждением,  а  также  на  средствах  передвижения  [3]. 

Государство  пребывания  оказывает  содействие  представляемому  государству  в  обеспечении  подходящим  помещением  для  размещения  консульского  учреждения  и  его  работников.  При  этом  консульским  помещениям  предоставляется  статус  неприкосновенности.

  Власти  государства  пребывания  не  могут  вступать  без  согласия  главы  консульского  учреждения  в  ту  часть  консульских  помещений,  которая  используется  исключительно  для  его  работы.

  Исключение  составляют  случаи,  требующие  принятия  безотлагательных  мер  защиты,  такие  как  пожар,  стихийное  бедствие  и  иные  происшествия  [3].

Следует  отметить,  что  обязанность  к  принятию  всех  надлежащих  мер  для  защиты  и  предотвращения  нарушения  спокойствия  консульского  учреждения,  лежит  на  государстве  пребывания.

  Этот  принцип  не  теряет  своей  актуальности  и  в  настоящее  время.

  Часто  политические  осложнения  сопровождаются  различного  рода  агрессивными  акциями,  протестными  движениями  у  зданий  консульских  учреждений  тех  государств,  политика  которых  подвергается  критике. 

Дополнительно  консульские  помещения  освобождаются  от  всех  государственных,  районных  и  муниципальных  налогов,  сборов  и  пошлин,  за  исключением  тех,  которые  взимаются  за  предоставление  конкретных  видов  обслуживания  [3].

Свобода  передвижений  и  путешествий  для  работников  консульских  учреждений  по  территории  государства  пребывания  ограничивается  лишь  правилами  о  зонах,  въезд  в  которые  запрещается  или  регулируется  по  соображениям  государственной  безопасности  [4,  c.  97].

Консульская  вализа  (дипломатическая  почта,  к  которой  относится,  в  том  числе,  сумка,  пакет,  конверт)  не  подлежит  ни  вскрытию,  ни  задержанию.

  Исключение  составляют  лишь  случаи,  когда  государство  пребывания  имеет  веские  основания  полагать,  что  консульская  вализа  содержит  нечто  иное,  кроме  корреспонденции,  документов  или  предметов,  предназначенных  для  официального  пользования.

  При  отказе  сотрудников  представляемого  государства  вскрыть  вализу,  она  возвращается  в  место  отправления.  Личной  неприкосновенностью,  включающей  запрет  на  арест  или  задержание,  пользуется  и  консульский  курьер.

К  числу  привилегий  консульских  должностных  лиц  Венская  конвенция  относит  право  беспрепятственных  контактов  с  гражданами  представляемого  государства.

  В  целях  облегчения  выполнения  консульских  функций  в  отношении  граждан  представляемого  государства,  консульским  должностным  лицам  предоставлено  право  свободно  сноситься  с  гражданами  представляемого  государства  и  иметь  доступ  к  ним  [3]. 

Венская  конвенция  содержит  положения  об  уголовно-правовом  иммунитете  консульских  должностных  лиц  и  консульских  служащих.  Они  не  подлежат  юрисдикции  судебных  или  административных  органов  государства  пребывания  в  отношении  действий,  совершаемых  ими  при  выполнении  консульских  функций  [1,  c.  28]. 

Таким  образом,  только  иммунитет  от  юрисдикции  в  отношении  действий,  совершенных  консульским  агентом  при  исполнении  своих  функций,  действует  неограниченное  время. 

Венской  конвенцией  регламентирован  и  порядок  преодоления  консульского  иммунитета.  Это  означает,  что  при  определенных  обстоятельствах  снимается  препятствие  для  наступления  уголовной  ответственности.

  К  таким  обстоятельствам,  в  первую  очередь,  относится  отказ  аккредитующего  государства  от  предоставленных  работнику  консульского  учреждения  иммунитетов,  указанных  в  статьях  41  (личная  неприкосновенность),  43  (иммунитет  от  юрисдикции)  и  статье  44  (обязанность  давать  показания).

  Право  такого  отказа  принадлежит  только  представляемому  государству  и  он  должен  быть  ясно  выражен  и  направлен  в  письменном  виде  государству  пребывания  [3].

Аннулирование  экзекватуры  (разрешения  государства  пребывания  на  исполнение  служебных  функций)  также  допускает  наступление  уголовной  ответственности  за  совершенное  преступление.

  Хотя  последнее  обстоятельство  является  разновидностью  отказа  страны  пребывания  считать  лицо  консульским  служащим  [3].

  Таким  образом,  в  международном  праве  существуют  устоявшиеся  тенденции  предоставления  уголовно-правового  иммунитета  консульским  служащим,  равного  по  объему  и  пределам  действия  иммунитету  дипломатического  агента.

Список  литературы:

  1. Агаев  Ф.А.,  Галузо  В.Н.  Иммунитеты  в  российском  уголовном  процессе.  М.,  1998.  —  135  с. 
  2. Алексиева  Б.Б.  Тенденции  развития  института  консульских  привилегий  и  иммунитетов:  Автореф.  дис.  …  канд.  юрид.  наук.  М.,  2006.  —  25  с.
  3. Венская  конвенция  о  консульских  сношениях  1963  года.  //  Сборник  международных  договоров  СССР,  вып.  XLV.  М.,  1991.  —  С.  124—147.
  4. Джон  Вуд  и  Жан  Серре.  Дипломатический  церемониал  и  протокол.  Принципы,  процедура  и  практика.  М.:  Прогресс,  1976.  —  401  с.
  5. Лукашук  И.И.  Международное  право.  Особенная  часть:  учебник  для  студентов  юридических  факультетов  и  вузов.  М.:  Волтерс  Клувер,  2005.  —  517  с. 
  6. Федеральный  закон  Российской  Федерации  от  5  июля  2010  года  №  154-ФЗ  г.  Консульский  устав  Российской  Федерации  //  Российская  газета  от  07.07.2010  г.  №  5226.  

Источник: https://sibac.info/conf/law/xlvii/41352

Консульские иммунитеты и привилегии

Для успешного выполнения функций консульские учреждения и их сотрудники, их средства передвижения наделяются консульскими иммунитетами и привилегиями.

Консульский иммунитет — изъятие из-под юрисдикции государства пребывания или освобождение от иностранной юрисдикции.

Это общепризнанная норма международного права. Иммунитет вытекает из принципов суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела друг друга.

В силу суверенитета одно государство не может осуществлять власть в отношении других стран.

Поэтому иммунитеты распространяются на зарубежные страны, принадлежащее им имущество и на людей, выступающих от лица направившего их государства.

Иностранное государство не может быть привлечено к суду другим государством в качестве ответчика, за исключением случаев прямо выраженного им согласия. А консульское учреждение и его работники направляются от лица иностранного государства и должны защищать его интересы и интересы граждан и юридических лиц этой страны.

Консульские привилегии — это льготы, преимущества, которыми наделяются консульства и его сотрудники.

Консульские иммунитеты и привилегии предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государства».

Консульские иммунитеты и привилегии отличаются от дипломатических. Это связано с тем, что дипломатические представительства действуют на функциональной и представительной основах. Консульские учреждения действуют в основном на функциональной основе.

Читайте также:  Можно ли про повышенном давлении пить атетилсалициловую кислоту: действие препарата на АД

В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий является функциональный подход.

Это накладывает отпечаток на особенности консульских иммунитетов и привилегий и на их отличие от дипломатических иммунитетов и привилегий.

Говоря об особенностях консульских иммунитетов и их отличии от дипломатических иммунитетов, следует особо подчеркнуть, что нормы дипломатического права являются императивными нормами, обязательными для исполнения всеми государствами, подписавшими Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г.

Нормы консульского права носят диспозитивный характер.

Государства, вступая в двусторонние консульские отношения, могут создавать особый режим для своих консульских учреждений, отличающийся от режима, определенного Венской конвенцией 1963 г. (ст. 73). Эта статья Конвенции 1963 г.

позволяет государствам подписывать двусторонние конвенции с учетом отношений между государствами, исходя из принципа взаимности, включая те нормы, о которых договорились.

Данное положение приводит к тому, что двусторонние консульские конвенции значительно отличаются друг от друга, а иногда и от Венской конвенции 1963 г. Эту особенность важно учитывать представителям правоохранительных органов государства пребывания при выполнении своих функций и обязанностей.

Важно знать, вступая в отношения с представителями консульств того или иного государства, не только требования Венской конвенции 1963 г., но и двусторонние конвенции, подписанные страной пребывания с аккредитующими государствами.

В Венской конвенции 1963 г. консульские иммунитеты и привилегии подразделяются на две категории.

К первой категории относятся вещные иммунитеты и привилегии: неприкосновенность помещений консульского учреждения, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов консульского учреждения; фискальный иммунитет консульского учреждения; право на беспрепятственные сношения консульского учреждения со своим центром, дипломатическим представительством аккредитующего государства и другими консульскими учреждениями аккредитующего государства; таможенные привилегии и протокольные привилегии консульского учреждения.

Ко второй категории относятся личные иммунитеты и привилегии работников консульского учреждения: неприкосновенность личности, жилища, фискальные иммунитеты, таможенные привилегии, освобождение от личных повинностей.

Подводя итог, следует отметить, что для успешного выполнения функций консульские учреждения и их сотрудники, их средства передвижения наделяются консульскими иммунитетами и привилегиями.

Нормы консульского права носят диспозитивный характер.

Государства, вступая в двусторонние консульские отношения, могут создавать особый режим для своих консульских учреждений и их сотрудников, отличающийся от режима, определенного Венской конвенцией 1963 г.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое консульский иммунитет?
  • 2. Что такое консульские привилегии?
  • 3. Какой характер носят нормы консульского права: диспозитивный или императивный? Ответ обоснуйте.
  • 4. Как подразделяются консульские иммунитеты и привилегии? Перечислите консульские иммунитеты и привилегии каждой категории.

Источник: https://studref.com/612127/pravo/konsulskie_immunitety_privilegii

Консульские привилегии и иммунитеты: Консульское учреждение представляемого государства может нормально

Консульское учреждение представляемого государства может нормально функционировать при непременном условии обеспечения ему и его работникам (консульским должностным лицам, консульским служащим и работникам обслуживающего персо-

нала) необходимых материальных условий и юридических гарантий от вмешательства местных властей.

В этой связи для представляемого государства важно, чтобы его консульское учреждение и работники данного учреждения в государстве пребывания имели тот объем привилегий и иммунитетов, который обеспечивал бы им достаточную свободу для надлежащего выполнения консульских функций.

Все это в совокупности с соображениями безопасности и защиты консульских учреждений и их работников от пося-гательств привело к формированию международно-правового института консульских привилегий и иммунитетов, которые поначалу складывались в виде международных обычаев, а затем стали закрепляться на взаимной двусторонней основе.

Они были кодифицированы в Венской конвенции 1963 г.

В целом можно говорить о функциональной обусловленности консульских привилегий и иммунитетов, на что указывается в Венской конвенции 1963 г. как о концептуальной основе консульских привилегий и иммунитетов.

Различаются привилегии и иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц, других консульских работников. Характер, объем и содержание конкретных привилегий и иммунитетов варьируются от конвенции к конвенции (имеются в виду двусторонние консуль-ские конвенции), но в целом их можно суммировать следующим образом.

  • Консульские помещения неприкосновенны, что распространяется на здания или части зданий, используемые исключительно для целей консульского учреждения, и на обслуживающий эти здания земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на строение и землю. Неприкосновенность означает:
  • а) власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения не иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства;
  • б) на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства;
  • в) консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях обороны или для общественных нужд.

Венская конвенция 1963 г. допускает, однако, исключение из принципа неприкосновенности помещений, предусматривая, что согласие главы консульского учреждения на вступление властей государства пребывания в эти помещения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты.

Кроме того, Конвенция предусматривает возможность отчуждения в случае необходимости консульских помещений для целей обороны или общественных нужд.

В этом случае должны приниматься все возможные меры для избежания нарушения выполнения консульских функций и представляемому государству безотлагательно выплачивается «соответствующая и эффективная компенсация».

Никаких исключений не устанавливается и не допускается в отношении неприкосновенности консульских архивов и документов. Они неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Консульские помещения, а также резиденция штатного главы консульского учреждения, владельцем или нанимателем которых является представляемое государство или лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслу-живания. Кроме того, консульское учреждение освобождается от таможенных пошлин.

Консульское учреждение пользуется свободой сношений д ля всех официальных целей, которые государство пребывания должно разрешать и охранять.

При сношениях с правительством, посольствами, другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, оно может пользоваться всеми подходя-щими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы, закодированные или зашифрованные депеши.

С согласия государства пребывания консульское учреждение может устанавливать радиопередатчик и пользоваться им. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Однако согласно Венской конвенции 1963 г.

в тех случаях, когда компетентные органы власти государства пребывания имеют основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме официальных документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта. В том случае, если власти представ-ляемого государства откажутся выполнять это требование, вализа направляется в место отправления.

При выполнении своих функций консульский курьер должен находиться под защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.

Читайте также:  Чем лечить дерматит от памперсов у взрослых

Консульская вализа может быть вверена капитану судна или командиру гражданского самолета. Представляемое государство, его посольства или консульские учреждения могут назначать специальных консульских курьеров ad hoc.

Консульское учреждение имеет право пользоваться своим государственным флагом и государственным гербом. Когда это связано с исполнением служебных обязанностей, флаг может устанавливаться на средствах передвижения. При этом должны приниматься во внимание законы, правила и обычаи государства пребывания.

Если привилегии и иммунитеты консульских учреждений во многом аналогичны привилегиям и иммунитетам дипломатических представительств, то иначе обстоит дело с привилегиями и иммунитетами консульских должностных лиц и других консульских работников. Венская конвенция 1963 г. исходит из более ограниченного характера их привилегий и иммунитетов по сравнению с дипломатическими.

Венская конвенция 1963 г. провозглашает, что государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с подобающим уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, сво-боду или достоинство.

Личная неприкосновенность этой категории работников по Венской конвенции 1963 г.

имеет ограниченный характер: они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению иначе как по постановлению судебных властей в случае совершения тяжких преступлений; не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат другим формам ограничения свободы иначе как во исполнение вступивших в силу судебных решений. Но наблюдается и тенденция к сближению личной неприкос-новенности консульского должностного лица с личной неприкосновенностью дипломатического агента, что подтверждается нормами двусторонних консульских конвенций, заключенных СССР, а затем и Россией с рядом государств. Консульские должностные лица в этих конвенциях в отношении изъятия из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания фактически приравниваются к дипломатическим агентам.

Однако согласно Венской конвенции 1963 г.

консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных и административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных при выполнении ими консульских функций, но и в этом случае осуществление такой юрисдикции допускается в отношении некоторых гражданских исков.

Венская конвенция 1963 г. допускает вызов всех категорий работников консульских учреждений в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться меры принуждения или наказания.

Консульский служащий или работник обслуживающего персонала может отказаться давать показания, если речь идет о вопросах, связанных с выполнением его функций; он не обязан предоставлять относящуюся к этим функциям документацию или давать разъяснение законодательства представляемого государства.

Налоговые льготы консульских должностных лиц и консульских служащих, а также членов их семей выражаются в освобождении от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государ-ственных, районных и муниципальных.

При этом сделано исключение в отношении частного недвижимого имущества, частного дохода, источник которого находится в государстве пребывания.

Работники обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую за свою работу.

Венская конвенция 1963 г. запрещает консульским должностным лицам заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов.

Если такого рода частной деятельностью занимаются консульские служащие или работники обслуживающего персонала, то согласно Венской конвенции 1963 г.

они лишаются предусмотренных в ней привилегий и иммунитетов.

Государство пребывания разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и сборов (кроме сборов за хранение, перевозку и т.п. услуги) предметы, предназначенные для личного пользования консульскими должностными лицами и членами их семей, включая предметы, предназначенные для первоначального обзаведения.

Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, который следует вместе с этими лицами, освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований полагать, что он содержит предметы, ввоз и вывоз которых запрещен. В этом случае досмотр проводится в присутствии соответствующего должностного лица или члена его семьи.

В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи государство пребывания разрешает вывоз движимого имущества умершего, кроме приобретенного в государстве пре-бывания, вывоз которого запрещен в момент смерти.

Не подлежат взиманию никакие налоги на наследство или пошлины на насле-дованное движимое имущество, которое находится в государстве пребывания в связи с тем, что в нем умерший находился в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.

Государство пребывания обязано освобождать работников консульских учреждений и членов их семей от всех трудовых и государственных повинностей, а также от военных повинностей, таких как реквизиции, контрибуции, военный постой.

Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей освобождаются от регистрации в качестве иностранцев и от получения разрешения на жительство.

На работников консульских учреждений и членов их семей не распространяются постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, в части, касающейся их служебной работы.

Если работник консульского учреждения нанимает частных домашних работников, он обязан выполнять обязательства, налагаемые на нанимателей этими постановлениями.

Работники консульских учреждений, не являющиеся гражданами государства пребывания, и члены их семей не приобретают гражданства этого государства.

Без ущерба для привилегий и иммунитетов все пользующиеся ими лица обязаны уважать законы и правила государства пребывания, а также не вмешиваться в его внутренние дела. Они, в частности, должны соблюдать требования местного законодательства

в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием дорожного транспортного средства, судна или самолета.

Согласно Положению о Консульском учреждении Российской Федерации работники таких учреждений обязаны уважать «также традиции и обычаи государства пребывания».

Консульские помещения не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением консульских функций.

Работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами с момента вступления на территорию государства пребывания, а если он уже находится в ее пределах, с момента при- ступления к исполнению своих обязанностей.

Привилегии и иммунитеты прекращаются с момента, когда пользующееся ими лицо оставляет эту территорию или по истечении разумного срока для ее оставления.

В отношении действий, совершенных консульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без ограничения срока.

При проезде консульского должностного лица к месту службы или обратно через третье государство последнее обязано предоставить ему иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения проезда; это распространяется и на членов семьи. Консульским курьерам в государстве транзита должны предоставляться те же неприкосновенность и защита, что и в государстве пребывания.

Представляемое государство может отказаться от любых иммунитетов работника консульского учреждения.

Возбуждение таким лицом дела в суде лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречного иска, непосредственно связанного с основным иском.

Отказ от иммунитета в отношении гражданского или административного дела не означает отказ от иммунитета в отношении исполнительных действий, для чего необходим отдельный отказ.

Источник: https://knigi.news/mejdunarodnoe/konsulskie-privilegii-immunitetyi-49292.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector