Укажите какие органы и ткани не участвуют в формировании иммунитета

Иммунитет ребенка – предмет страстной полемики между родителями. Одни – сторонники строгих мер, обливаний и закаливаний. Вторые трепетно оберегают отпрысков от любого сквозняка. Иногда в спорах участвуют педиатры, но тоже не вносят ясности: каждый имеет свою теорию и обосновывает взгляд на укрепление детского здоровья, исходя из собственной практики.

Что такое иммунитет и как он работает

Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.

При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается – тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о слабом.

Какие органы формируют иммунную систему

Прямое влияние оказывают:

  • вилочковая железа;
  • костный мозг;
  • эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
  • лимфоидные образования кишечника;
  • лимфатические узы;
  • селезенка.

Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше – всего 6 граммов.

Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).

Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.

Виды иммунитета

Иммунологи выделяют два основных типа иммунитета. Это врожденный и приобретенный.

Врожденный иммунитет достается ребенку генетически: в наше время человечество не болеет такими страшными болезнями, как чума или черная оспа. И «знание» достается ребенку по наследству.

Другое дело приобретенные способности защитной системы: они появляются после перенесенной болезни, даже в самой легкой форме. На этом строится принцип вакцинации.

В процессе формирования иммунитет проходит сложный путь: на каждом этапе появляются свои особенности, которые всегда учитывают иммунологи и врачи-педиатры для укрепления детского здоровья. Ниже мы привели таблицу, где наглядно показали: с чем сталкивается иммунная система ребенка с рождения и вплоть до подросткового возраста.

Пять критических периодов в жизни ребенка

Формирование иммунитета у детей начинается в первом триместре беременности между 8- 10 неделями. Тогда закладываются первые лимфоциты, вырабатываются антитела у матери. К моменту появления на свет число антител увеличивается. Они защищают дитя во время родов: риск заражения столбняком, корью, краснухой и некоторыми другими инфекциями первое время минимален.

Но уже после рождения малыша, родителям важно быть на страже. Основные этапы развития иммунитета в детском возрасте включают 5 периодов, когда защитный барьер сильно уязвим.

Если внимательно следить за реакцией организма ребенка в критические периоды, можно понять многое. Например, выяснить: склонен ли он к аллергии, долго ли болеет простудой, да и в принципе как часто это происходит. Именно в критические периоды болезни могут меняться: аллергический ринит переходить в астму, или астма в реакцию на продукты питания (включая неожиданные).

Выводы и наблюдения за тем, как формируется иммунитет ребенка помогают корректировать курс лечения, проводить своевременную профилактику, уделять большее внимание здоровью малыша.

Что вредит детскому иммунитету

Понимая всю нежность и хрупкость детского организма, родители, бабушки и дедушки принимаются активно его опекать.

В практике врачей скорой помощи есть случаи откровенно парадоксальных поступков, которые должны были помочь ребенку, но на деле привели к роковым последствиям. Одна бабушка решила вылечить кашель младенца в сильно натопленной бане.

Это привело к разрыву сосудов головного мозга, отеку и гибели малыша. Вот почему врачи единогласно призывают помогать формированию иммунитета у детей, придерживаясь здравого смысла.

Что вредно ребенку:

  • Тугое пеленание . Плотные пеленки не дают сформироваться естественной терморегуляции. Легкий ветерок – ребенок заболевает.
  • Вредные привычки родителей . Пассивное курение разрушает ценный витамин С. А ведь именно аскорбиновая кислота существенно повышает способность адаптироваться к внешним условиям, сопротивляться инфекциям.
  • Иммуномодуляторы . Современные родители поддаются массовому увлечению, покупая стимуляторы при первом «чихе». Невинная эхинацея и та вносит дисбаланс при простуде, мешая защитным силам становится сильнее. К тому же многие стимуляторы являются продуктами растительного происхождения и изготавливаются на травах. Травы чреваты аллергиями.
  • Стерильные условия . Антитела начинают вырабатываться только в обычных условиях, без фанатичной слежки за чистотой. Ребенок обязательно встретится с бактериями при контакте с другими детьми в садиках, школах, на прогулках в парках. И большой вопрос, как организм отреагирует на новые для себя условия.

Наконец, не стоит перегружать детей «развивалками». Особенностью незрелой иммунной системы является быстрая реакция на чрезмерные нагрузки. Постоянно уставший ребенок – значит болезненный. Здоровые дети должны много гулять, играть, есть вкусную домашнюю пищу, фрукты, овощи и кисломолочные продукты и заниматься спортом. Тогда никакие болезни им не будут страшны.

Подобно другим системам, организация защитных факторов претерпевает возрастные изменения. Полностью система защитных факторов развивается к 15-16 годам. По мере старения организма функции иммунной системы ослабевают.

Иммунная система у плода

В период внутриутробного развития у плода формируется система Аг МНС, органы иммунной системы, популяции иммунокомпетентных клеток и система комплемента.

Иммунная система матери толерантна к аллоантигенам плода, поскольку их число относительно невелико, а также в силу избирательной проницаемости плаценты и наличия в крови матери и плода различных иммуносупрессивных факторов (а-фетопротеина, эстрогенов, прогестерона, простагландинов и т.д.).

Иммунная система у новорожденных

У новорождённых иммунная система структурно организована, но функционально несостоятельна. Снижено содержание компонентов комплемента, IgG, IgA и основных популяций иммунокомпетентных клеток. На проникновение инфекционных агентов лимфоидные органы отвечают гиперплазией, проявляющейся лимфаденопатией.

В развитии ребёнка выделяют критические периоды, во время которых на антигенный стимул иммунная система даёт неадекватные или парадоксальные реакции.

Укажите какие органы и ткани не участвуют в формировании иммунитета

Первый критический период имунной системы у ребенка — первые 30 сут жизни. Отмечают низкую активность фагоцитов. Лимфоциты способны отвечать на Аг и митогены; гуморальные реакции обусловлены материнскими IgG.

Второй критический период имунной системы у ребенка — 3-6 мес. Материнские AT исчезают из кровотока; в ответ на попадание Аг образуются преимущественно IgM.

Дефицит IgA приводит к высокой чувствительности к респираторным вирусным инфекциям (аденовирусы, вирусы парагриппа и др.). Иммунокомпетентные клетки характеризуются низкой активностью.

В этот период проявляются ранние наследственные дефекты иммунной системы.

Третий критический период имунной системы у ребенка — 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, появляются значимые количества IgG, но по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям.

Четвёртый критический период имунной системы у ребенка — 4-6-й год жизни. Синтез AT, исключая IgA, достигает величин, характерных для взрослых; одновременно повышается содержание IgE. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы.

Пятый критический период имунной системы у ребенка — подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции. Как следствие, возможно развитие аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний, также повышается восприимчивость к микробам.

Иммунная система в пожилом возрасте

Ослабление свойств иммунокомпетентных клеток проявляется нарушениями распознавания клеток, несущих изменённые Аг МНС и снижением специфичности иммунных реакций. В этот период возрастает риск развития аутоиммунных и иммунодефицитных состояний, а также злокачественных опухолей.

Особенности развития иммунитета у детей разного возраста

Укажите какие органы и ткани не участвуют в формировании иммунитета

Многие родители, видящие свое любимое чадо болеющим, беспокоятся за состояние его иммунитета. Такая реакция абсолютно оправдана, ведь в современном мире негативные факторы могут сильно влиять на здоровье детей. Чтобы понять, насколько верны подобные опасения, и не упустить момент, нужно знать особенности развития иммунной системы.

Читать еще:  Правила гигиены детей и подростков

Иммунитет — это способ защиты организма от агрессивной окружающей среды, содержащей множество различных чужеродных агентов, таких как: вирусы, грибки, бактерии и другие микроорганизмы. Такая способность противостоять инфекциям является результатом слаженной работы механизма иммунной системы.

Врожденный иммунитет

Слово «врожденный» говорит само за себя. Этот иммунитет работает с момента появления ребенка на свет.

Первая преграда, которую встречают на своем пути микробы — это кожа и слизистые оболочки. Кожа является для них полноценным барьером благодаря своей непроницаемости и кислой рН поверхности.

Слизистые оболочки, контактирующие с внешней средой, обладают целым комплексом защитных свойств. Слизь, выделяемая клетками, не дает микроорганизмам прикрепиться, а движения специальных ресничек «выгоняют» их наружу.

Жидкости организма (слезы, желчь, слюна и другие) обладают бактерицидным свойством, то есть способностью убивать бактерии.

Если по каким-то причинам барьер не сработал, и микроорганизм проник сквозь него, на помощь приходят клетки — фагоциты, устраняющие чужеродные агенты.

Приобретенный иммунитет

Формируется постепенно. Каждая встреча с микробом остается в «иммунологической» памяти, с помощью которой организм получает возможность противостоять повторному заражению этой инфекцией, реагировать быстрее.

Такая защита обусловлена двумя звеньями приобретенного иммунитета — клеточного (Т и В лимфоциты) и гуморального (антитела). Лимфоциты запоминают микроб, а антитела его убивают.

Механизм «иммунологической» памяти лежит в основе вакцинации.

Сталкиваясь в течение жизни с различными микроорганизмами, иммунная система человека развивается и накапливает «опыт», чтобы эффективно отвечать на любое вторжение. Иммунитет ребенка несовершенен, процесс его становления длительный и имеет несколько критических периодов.

Укажите какие органы и ткани не участвуют в формировании иммунитета

Первый критический период (до 28 дней жизни)

При рождении иммунная система целенаправленно подавлена. Происходит это потому, что в одночасье встреча с огромным количеством новых бактерий стала бы слишком серьезным испытанием для нее.

В этот период новорожденный восприимчив к окружающим его микробам, однако не беззащитен перед ними. Содержащиеся в грудном молоке матери антитела обеспечивают эффективную оборону.

Формирование нормальной иммунной системы и аллергии (как проявления неадекватного иммунного ответа) идут параллельно. Правильный баланс микрофлоры кишечника ребенка с преобладанием бифидобактерий является фактором, защищающим от развития аллергических заболеваний. «Заселение» кишечника полезными бактериями происходит благодаря грудному вскармливанию.

Второй критический период (до 4-6 месяцев)

Количество защитных антител матери постепенно уменьшается, и примерно к 6-ти месяцам они выводятся из организма ребенка. Этим фактом обусловлен второй критический период.

Иммунная система приобретает способность самостоятельно продуцировать антитела в ответ на проникновение инфекции, однако она еще не может «запоминать» их.

Именно поэтому вакцинация, проведенная в этом возрасте, требует повторения.

Местный иммунитет слизистых оболочек, контактирующих с внешней средой, очень слаб, а это означает, что они больше всего подвержены атакам микробов. Повторные ОРВИ, острые респираторные заболевания (ОРЗ) и кишечные инфекции — частая проблема. Нетипично могут протекать такие детские инфекции, как коклюш и корь, при этом не оставляя защитного иммунитета.

Аллергия в этом периоде — чаще всего пищевая (например, на белок коровьего молока) и маскируется явлениями диатеза.

Читайте также:  Какие надо есть фрукты при повышенном давлении?

Третий критический период (до 2-х лет)

Важный этап в развитии иммунной системы, на котором приобретенный иммунитет начинает формировать «иммунологическую» память к перенесенным инфекциям.

Свобода передвижения, активный контакт с другими детьми и животными — все это приводит к встрече с новыми микробами. Частота заболеваний ребенка нарастает, одна болезнь следует за другой, но бояться этого не стоит — иммунная система активно набирается «опыта», встречаясь с различными вирусами и бактериями.

Работа системы местного иммунитета слизистых оболочек по-прежнему недостаточна. Поэтому такие заболевания органов дыхания, как ринит, синусит, фарингит, тонзиллит, ларингит, трахеит, бронхит — остаются самыми частыми.

Такое состояние малыша заставляет многих родителей прибегать различным препаратам, стимулирующим иммунитет, однако это может только вмешаться в процесс формирования нормальной иммунной системы ребенка и ослабить ее.

Лучше воздержаться от подобных лекарств.

Явления аллергического диатеза (атопического дерматита) в этом возрасте могут нарастать.

Четвертый критический период (до 4-6 лет)

Укажите какие органы и ткани не участвуют в формировании иммунитета

Наконец, концентрация защитных антител ребенка соответствует уровню взрослого человека. Однако местный иммунитет слизистых оболочек все еще развит неполноценно, что может привести к формированию хронических заболеваний дыхательных путей.

Для детей этого возраста характерны глистные инвазии (лямблиоз).

На данном этапе к проявлениям кожной аллергии может присоединиться повышенная чувствительность к вдыхаемым из воздуха аллергенам (домашняя пыль, пыльца растений и другие) и как итог аллергический насморк (ринит) и/или бронхиальная астма.

Пятый критический период (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков)

Подростковый возраст. Усиленный рост ребенка сочетается с уменьшением объема органов иммунной системы, а бурная гормональная перестройка подавляет клеточное звено иммунитета. В этот период нарастает воздействие внешних негативных факторов, например, курения. Характерна восприимчивость к различным вирусным инфекциям.

Аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, могут временно ослабевать, но впоследствии вновь появляться в молодом возрасте. Контроль врача аллерголога-иммунолога обязателен.

Формирование иммунной системы ребенка происходит активно. Родителям важно знать уязвимые периоды, быть внимательными и не допустить перехода острых инфекционных заболеваний в хронические, а также вовремя проводить профилактику развития аллергии при наличии предрасположенности к ней.

Частые заболевания ребенка не всегда показатель слабости его иммунитета. Самостоятельный прием иммуностимулирующих препаратов может неблагоприятно сказаться на развитии иммунной системы. Ни один из них не должен применяться без предварительного исследования состояния всех компонентов иммунитета (анализ «иммунный статус») и рекомендации врача аллерголога-иммунолога.

Источник: https://healthislife.ru/immunitet/osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya-immunnoj-sistemy-u-detej-i-eyo-organy.html

Как устроена иммунная система

Смерть раньше ста пятидесяти лет — насильственная смерть.
И. И. Мечников, основоположник теории иммунитета, лауреат Нобелевской премии

С самого рождения и на протяжении всей жизни человек подвергается постоянным атакам всевозможных инфекций и ядов, однако болеет он при этом не так часто, как заражается. Почему? Причина кроется в наличии у человека иммунитета.

Иммунитетом (от лат. immunitas — «освобождение, избавление от чего-либо») называют способность живых организмов находить антигены (чужеродные тела и вещества) и избавляться от них.

Когда антигены попадают в организм, иммунная система тут же срабатывает, выделяя для борьбы с ними антитела, которые подавляют активность вирусов, бактерий, токсинов.

Взаимодействие антитела с соответствующим антигеном, которое может происходить в организме как при внедрении или введении в него антигенов, так и в пробирке, называется иммунной реакцией.

Иммунная система возникла в процессе эволюции и развивалась как фактор, способствующий естественному отбору и выживанию. Биологический смысл иммунитета заключается в обеспечении генетической целостности организма на протяжении его индивидуальной жизни.

Резервы человека очень велики. Наше тело, подобно средневековой крепости, обнесенной несколькими рядами стен с башнями, стойко держит оборону. При попытке проникновения внутрь любого паразита немедленно вступают в действие защитные силы и механизмы. Однако, с другой стороны, наш иммунитет можно уподобить аккумулятору здоровья, который нужно уметь подзаряжать снова и снова.

В процессе длительного исторического развития в организме животных и человека сформировалась иммунная система. Иммунитет обеспечивается работой ряда органов, которые способны производить или накапливать лейкоциты, вырабатывающие антитела.

Что такое лейкоциты

Лейкоциты — это белые (бесцветные) клетки крови. По форме они могут быть круглыми, в виде почки или в виде множества долек.

Размер лейкоцитов колеблется от 6 до 20 ммк, а количество их в 1 мл3 крови взрослого человека составляет от 5000 до 10 000.

Основная функция — защита организма от инфекций за счет поглощения и уничтожения бактерий (этот процесс называется фагоцитозом), а также путем выработки антител.

Органы иммунной системы

Различают центральные и периферические органы иммунной системы. К центральным органам относятся красный костный мозг и тимус (вилочковая железа), а к периферическим — селезенка, лимфатические узлы и пейеровы бляшки.

Красный костный мозг

Укажите какие органы и ткани не участвуют в формировании иммунитета

Этот орган имеет жидкую консистенцию и может быть как активным, так и неактивным. Он представляет собой вещество, заполняющее внутреннее пространство костной губчатой ткани. Большое количество красного костного мозга содержится в концах длинных костей. У детей младшего возраста активный красный костный мозг находится практически во всех костях, а у подростков и взрослых, как правило, располагается в грудине, костях черепа, ребер и малого таза. С возрастом костномозговая ткань костей постепенно заменяется жировой (желтый костный мозг, не участвующий в кроветворении).

Основные функции — кроветворение и иммуногенез (процесс формирования иммунитета). В красном костном мозге происходит постоянное воспроизводство всех кровяных клеток (не только лейкоцитов, но также эритроцитов и тромбоцитов).

Тимус (вилочковая железа)

Эта эндокринная лимфоидная железа, расположенная в верхней части грудной клетки сразу за грудиной, играет важнейшую роль в формировании иммунитета: стимулирует развитие Т-клеток («тимусных») как в собственной ткани, так и в лимфоидной ткани других частей тела. Т-клетки атакуют попавшие в организм чужеродные вещества, осуществляют контроль над выработкой антител против болезнетворных агентов, влияют на другие защитные реакции организма.

У новорожденного вилочковая железа состоит из двух долей, соединенных между собой перешейком, где находятся корковое и мозговое вещество. Корковое вещество представляет собой сеть клеток эпителия, в которых имеются скопления лимфоцитов.

В мозговом веществе присутствует небольшое количество лимфоцитов. Масса вилочковой железы с возрастом увеличивается. К 12-15 годам тимус достигает массы около 30 г. после чего происходит прекращение его функции.

При этом железистая ткань замещается жировой и соединительной.

Основные функции:

  • участвует в иммунологических защитных реакциях организма
  • синтезирует биологически активные вещества и гормоны
  • осуществляет дифференцированный отбор Т-лимфоцитов

Укажите какие органы и ткани не участвуют в формировании иммунитета

Селезенка

Это орган брюшной полости яйцевидной формы, красноватого оттенка, массой около 200 г. Селезенка соприкасается с диафрагмой, поджелудочной железой, толстой кишкой и левой почкой.

Основные функции:

  • высвобождает накопленную кровь для повышения общего кровоснабжения и обогащения тканей кислородом
  • разрушает отжившие эритроциты (красные кровяные тельца)
  • служит главным источником лимфоцитов
  • является фильтром для различных бактерий, простейших и инородных частиц, а также продуцирует антитела и обеспечивает детоксикацию организма

Укажите какие органы и ткани не участвуют в формировании иммунитета

Лимфатические узлы

Это наиболее многочисленные органы иммунной системы, у человека их более 500. Все они располагаются на пути тока лимфы и, сокращаясь, способствуют ее дальнейшему продвижению. Эти образования округлой или овальной формы размерами от 2 до 20 мм находятся в местах слияния лимфатических сосудов, которые группируются в различных частях тела (под мышками, в паху, в шее, в области таза).

Лимфатический узел состоит из двух основных элементов: соединительнотканной капсулы и лимфоидной ткани. Он является барьером для распространения как инфекции, так и раковых клеток. В нем образуются лимфоциты, которые активно участвуют в уничтожении чужеродных веществ и клеток.

Основные функции:

  • барьерно-фильтрационная (задерживают бактерии и другие инородные частицы по пути тока лимфы)
  • кроветворная (в них образуются лимфоциты и клетки плазмы, вырабатывающие антитела)

Пейеровы бляшки

Это овальные узелковые скопления лимфоидной ткани, располагающиеся в толще слизистой оболочки и в подслизистой основе тонкой кишки. Представляют собой плоские образования, преимущественно овальной или круглой формы, диаметром от 0,5 до 3 мм.

Основные функции бляшек:

  • участвуют в процессе созревания Т- и В-лимфоцитов
  • формируют иммунный ответ (серию молекулярных и клеточных реакций организма в ответ на попадание антигена, в результате которых происходит формирование иммунитета)

Каждый день наш организм теряет около 3×1011 клеток крови, которые стареют, разрушаются и заменяются равным количеством новых.

Поскольку в селезенке ежесекундно разрушается огромное количество (около 2 миллионов) отработанных эритроцитов, этот орган получил название «кладбище эритроцитов»

Источник: http://meddoc.com.ua/kak-ustroena-immunnaya-sistema/

Какой орган отвечает за иммунитет

05 марта 2018 г.

Организм человека это совокупная система, продуманная природой до мельчайших деталей. Выходя из строя какой-либо механизм нарушает целостность структуры и развивается заболевание. Для предотвращения  изменений необходимо не только вести здоровый образ жизни, но и правильно укреплять работоспособность внутренних органов, что отвечает за иммунитет.

Из чего состоит иммунитет человека

Резистентность — защитная система, способствующая сохранению постоянства процессов в гомеостатических механизмах, выработке антител к болезнетворным агентам и подавлению мутаций собственных клеток.

Гомеостаз — внутренняя среда, жидкостный компоненты: кровь, лимфа, соли, спиномозговая, тканевая, белковые фракции, жироподобные соединения и другие вещества, которые образуют обменные процессы необходимые для нормального течения физиологических и химических реакций обуславливающих полноценную здоровую жизнедеятельность. Сохраняя относительное постоянство процессов человек защищен от болезнетворных и опасных микроорганизмов. Изменение гомеостатических показателей говорит о наличии сбоя в функционировании сопротивляемости и нарушении полноценной работоспособности всего организма.

Иммунная система состоит из врожденного, генетически заложенного резистентного статуса, а так же из приобретенного видов невосприимчивости к чужеродным агентам.

Неспецифический тип отвечает за защиту на 60%. Появляясь во внутриутробном состоянии, после рождения резистентность у ребенка способна:

  • Различать клеточные структуру по принципу свой или чужой;
  • Активировать фагоцитоз;
  • Систему комплимента: глобулины, вызывающие последовательность возникновения специфического иммунного ответа;
  • Цитокины;
  • Гликпротеиновые связи.

Благодаря отлаженным механизмам и реакциям в организме при наличии угрозы срабатывают процессы по обнаружению, поглощению и уничтожению чужеродных агентов.

Специфический тип сопротивляемости вырабатывается при непосредственном контактировании с антигеном. Совершенствует механизмы на протяжении всей жизнедеятельности. Осуществляется:

  • Гуморальными реакциями — образование белковых антител иммуноглобулинов. Различают по структуре и функционалу: А, Е, М, G, Д;
  • Клеточный — предпологает активное участие в уничтожении болезнетворного объекта телами лимфоцетарной системы типа Т — тимус зависимыми, к ним относятся супрессоры, киллеры, хелперы, цитотоксические.

Все структуры, как специфического так и не специфического работают в совокупности и обеспечивают сильную защиту, образуя рост иммунной реакции от локального, то есть местной сопротивляемости, до активирования всех резистентных механизмов по мере распространения инфекции.

Классифицируется на:

  • Врожденный — индивидуальная генетическая особенность, предотвращающая или вызывающая заболевание определенного вида. Например человек не восприимчив к тяжелыми патологиям, поражающие животные организмы;
  • Приобретенный — проявление функции по запоминанию чужеродного объекта и усилению действия механизмов защиты на повторное вторжение инфекции, так как иммунитет выработался в форме антитела.

Так же рассматривается в видах резистентности:

  • Естественного, вырабатываемого при непосредственном контакте с антигеном;
  • Искусственного — получаемого путем введения вакцин, сывороток, иммуноглобулинов.

Сопротивляемость организма, так же как и любая другая система подвержена заболеваниям, классифицируемым по наличию и активности течения реакций:

  • Аллергия;
  • Неадекватная воздействие на родные клетки;
  • Дефицит способностей к невосприимчивости.
Читайте также:  Вид иммунитета возникает в результате введения в организм сыворотки

Для обеспечения надежной защиты используются методы профилактики и укрепления сопротивляемости:

  • Вакцинация;
  • Прием витаминов и минералов;
  • Правильное питание;
  • Здоровый подвижный образ жизни.

Укажите какие органы и ткани не участвуют в формировании иммунитета

Где находится

Что входит в иммунную систему человека — каждая часть несет на себе определенный функционал и подразделяется условно на:

  • Центральную;
  • Периферическую.

Какой орган отвечает за иммунитет человека — полноценная резистентная совокупность соединяет между своими частями все ткани и центральные анатомические структуры.

Наглядно расположение основных элементов иммунитета показывают схемы строения человека:

  • Аденоиды, миндалины;
  • Яремная вена;
  • Вилочковая железа;
  • Лимфатические узлы и протоки: шейные, подмышечные, паховые, кишечные, афферентные;
  • Селезенка;
  • Красный косный мозг.

Так же в организме человека распространена сеть лимфа узлов, обеспечивающая контроль над каждым участком тела.

В крови и других жидкостях постоянно циркулируют компетентные клетки резистентной системы, обеспечивающие мгновенное распознавание, распространение информации об обнаружении чужака и подбор механизмов атаки для уничтожения возбудителя болезни.

Как вырабатывается

В организме человека какой орган отвечает за иммунитет имеет большое значение, так как механизм начала и течения иммунного ответа состоит из совокупных последовательных реакций и функций неспецифического сопротивления, гуморальной и клеточной защиты.

Первичная линия обороны направлена на предотвращение проникновения инфекции во внутренние структуры. К ним относятся: здоровая кожа, слизистые, естественные секреторные жидкости, гематоэнцеалогические  барьеры. А так же особые белковые соединения — интерферон.

Второе направление защитных элементов активирует активность, когда в организм непосредственно проникла инфекция. Различают системы:

  • Распознавания антигенов — моноциты;
  • Исполнения и уничтожения — лимфоциты типа Т, В;
  • Иммуноглобулины.

Так же аллергическая реакция  замедленного или быстрого вида на раздражитель считается частью резистентного ответа.

В  организме человека защитные иммунокомпитентные клетки формируются:

  • В первом, случае в селезенке: фагоциты, растворимые тельца: цитокины, ситема комплимента, интерлейкины, гликопротеин;
  • Во втором — элементы проходят процесс образования из стволовых клеток попадая в тимус. Созревшие они распространяются по всему телу и накапливаются в лимфоидной ткани, узлах.

Механизм иммунного ответа:

  • При проникновении образуется хемокин, вызывающий воспаление и привлекающий резистентные тельца;
  • Рост активности фагоцитов и макрофагов;
  • Формирование иммуноглобулинов;
  • Подбор реакции для обеспечения связи антитело-антиген.

Укажите какие органы и ткани не участвуют в формировании иммунитета

Функции

Главные особенности внутренних структур входящих в систему резистентности лучше всего рассматривать в форме таблицы

органы иммунитета характеристика задача
Красный косный мозг Полужидкое вещество губчатой консистенции с темным бордовым оттенком. Располагается в зависимости от возраста: ребенок — все кости, подростки и старшее поколение — черепные кости, таз, ребра, грудина, позвоночник. Обеспечивает кроветворение: лейкоциты, тромбоциты. эритроциты, полноценную сопротивляемость: лимфоциты (Поддерживает процесс созревания типа В, связь с клетками Т вида), макрофаги, стволовые элементы.
Вилочковая железа Появляется внутриутробном периоде. С возрастом сокращается. Расположена в верхней части грудины в виде долей охватывающих трахею. Формирование иммунных гормонов, развитие защитных антител. Участвует в обменных процессах, в том числе регулирует минерализацию костной структуры. Обеспечивает нервно0мышечную связь.
Селезенка Овальный орган в виде железы. Находится вверху брюшины за желудком. Хранит запас крови, защищает от разрушения телец. Содержит запас зрелых лимфоцитов. Образует способность вырабатывать антитела и иммуноглобулины. Активирует гуморальные реакции. Главными функциями считаются: распознавание болезнетворных объектов, а так же переработка и утилизация старых и неполноценных телец гемы.
Типы лимфоидной ткани:
Миндалины Расположена в глотке. Обеспечивает местный пограничный иммунитет верхних дыхательных путей. Поддерживает микрофлору слизистых во рту.
Пейеровы бляшки Распространены в кишечнике. Формируют резистентный ответ. Препятствуют росту условно-патогенной и болезнетворной фауны. Нормализуют и отвечает процесс созревания лимфоцитов.
Узлы Находятся в подмышках, паху, в других местах по  пути тока лимфы. В организме их около 500. имеют самую разнообразную форму.. представляет собой капсулу, покрытую соединительной тканью с внутренней системой синусов. С одной стороны — вход для артерий и нервов, с другой — сосуды и венозные каналы. Способствуют задержке возбудителей, проникших в лимфу. Активно принимает участие в процессе образования иммунных и плазматических клеток.
Иммунокомпетентные клетки
  • Лимфоциты типа:
  • В — антителопродуценты;
  • Т — стволовые тельца красного костного мозга, созревающие в тимусе,
Обеспечивают резистентный ответ, определяют силу реактивных процессов, формируют гуморальные механизмы. Способны к запоминанию антигена.

Источник: http://imvit.ru/interesnye-fakty/kakoi-organ-otvechaet-za-immunitet/

Что угнетает и что стимулирует иммунные клетки

Экология потребления.Первоначально под иммунитетом понималась невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Но с середины двадцатого века, в результате исследовательских работ англичанина П. Медавра, было доказано, что иммунитет защищает организм

Первоначально под иммунитетом понималась невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Но с середины двадцатого века, в результате исследовательских работ англичанина П.

Медавра, было доказано, что иммунитет защищает организм не только от микробов, но и от любых других генетически чужеродных клеток (паразиты, чужие ткани, использующиеся для трансплантации, а также собственные опухолевые клетки).

По современным представлениям, главная функция иммунитета — надзор за внутренним постоянством многоклеточных структур организма. 

Распознавание и уничтожение проникших извне генетически чужеродных клеток, включая микроорганизмы, является следствием данной основной функции. Так как раковые клетки генетически отличаются от нормальных, одна из целей иммунологического надзора — удаление таких клеток.

Укажите какие органы и ткани не участвуют в формировании иммунитета

ИММУННАЯ СИСТЕМА

Иммунная система является одной из важнейших систем человеческого организма, но мнение о том, что все болезни — от неполадок с иммунитетом не верно.

Обычно для развития заболевания нужно несколько факторов, одним из которых может быть и снижение иммунитета.

Например, язвенная болезнь желудка развивается на фоне повышенной кислотности, нарушения моторики, в том числе и за счет психоневрологической дисфункции, а также ослабления местного иммунитета.

С другой стороны, сахарный диабет развивается независимо от состояния иммунной системы, но в дальнейшем приводит к ослаблению иммунитета. При любом заболевании страдают многие органы и системы, так же как неполадки в работе отдельных систем могут привести к появлению проблем в остальных. В целостном организме человека все взаимосвязано.

Нельзя отделять желудочно-кишечный тракт или дыхательную систему от их местного иммунитета, являющегося составной частью иммунной системы. Врач, назначая лечение, выбирает каким органам и системам необходима помощь, а какие (при исправлении основных неполадок) «отремонтируются» сами.

Для этого, в частности, существует реабилитация после болезни (ограничение физических нагрузок, санаторно-курортное лечение). 

Иммунная система — очень сложна и многообразна: существует общий иммунитет (кровь, лимфа содержат огромное количество иммунных белков и клеток, которые циркулируют по всему организму), а также — местный тканевой иммунитет во всех органах; клеточный иммунитет (лимфоциты, макрофаги и пр.

) и гуморальный (иммуноглобулины — белки иммунного ответа).

Среди иммунокомпетентных клеток и белков есть эффекторные, непосредственно действующие на генетически чужеродные клетки, есть регуляторные, активизирующие эффекторные, есть те, которые следят, чтобы иммунный ответ не был чересчур сильным, есть носители иммунологической памяти.

На каждый микроорганизм или чужую клетку (антиген) вырабатываются уникальные иммуноглобулины (антитела), как минимум, трех классов. Антигены образуют с антителами сложные комплексы.

Даже сдав специальные анализы, нельзя получить полную информацию о состоянии иммунитета, поэтому врачу часто приходится ориентироваться на косвенные признаки, свои знания и опыт (например, анализ кала на микрофлору — отражение работы местного иммунитета кишечника, протеолитическую активность ферментов, анализ на содержание секреторных иммуноглобулинов в кале, слюне, гинекологических пробах). О состоянии общего иммунитета можно судить по специальным анализам крови, где изучаются иммуноглобулины и клетки иммунной системы (иммунный статус).

ВОЗМОЖНОСТИ ИММУНИТЕТА.

Со многими вирусами и бактериями иммунная система справляется, не давая им проявить свою патогенность. Поэтому далеко не каждый контакт человека с микробами заканчивается развитием болезни.

Иммунитет распознает и удаляет из организма чужеродные материалы различного происхождения — начиная от белков и полипептидов, вирусов, грибов, бактерий, продуктами их жизнедеятельности и заканчивая опухолевыми клетками, и любыми другими генетически чужеродными клетками (паразиты, чужие ткани, использующиеся для трансплантации, а также собственные дефектные клетки). 

Но даже очень хорошо работающая иммунная система может не устоять перед большими количествами вирусов, бактерий, простейших или яиц глистов. Если микроорганизмы сумели преодолеть все защитные барьеры, и заболевание уже началось, то лечить его нужно.

Лечение может носить вспомогательный, общеукрепляющий характер с целью помочь иммунной системе побыстрее нейтрализовать возбудителя, например, витамины, адаптогены. При бактериальных заболеваниях могут быть использованы антибактериальные препараты.

С некоторыми возбудителями организм самостоятельно справиться не может, и тогда заболевание принимает хронический, затяжной характер.

ДЕТСКИЙ ИММУНИТЕТ

Формирование иммунитета начинается еще в утробе матери. Ребенок встречается с бактериями сразу после рождения, и сразу начинает работать иммунная система. 

Существует ошибочное мнение, что ребенка нужно содержать в максимально стерильных условиях. Отсюда боязнь поцеловать своего малыша, длительная стерилизация детских вещей, посуды для питания, кормление ребенка сцеженным и даже стерилизованным грудным молоком. 

Разумеется, нужно соблюдать элементарные меры гигиены, но не нужно переусердствовать, так как излишняя стерильность окружающей среды мешает нормальному формированию иммунитета. Большую роль в защите ребенка в возрасте до 6-12 мес от инфекций играет грудное вскармливание и профилактика дисбактериоза.

В грудном молоке содержаться иммунные белки, которые усваиваются и проникают в организм ребенка и защищают его от инфекций. Собственные иммунные белки у ребенка начинают вырабатываться позже. Если ребенок полностью находиться на искусственном вскармливании, то имеется высокий риск инфекций, дисбактериоза и аллергий.

В случаях сильного инфицирования грудного молока маму можно лечить, не прерывая естественного вскармливания, практически всегда без использования антибиотиков.

СНИЖЕНИЕ ИММУНИТЕТА.

Снижение иммунитета проявляется частыми простудными заболеваниями (более 4 в год у взрослых и более 6 у детей); длительными простудами (более 2 недель); хроническими или повторяющимися инфекционными заболеваниями. 

Все знают, что некоторыми заболеваниями («ветрянка», корь, краснуха, эпидемический паротит и др.) человек болеет только один раз в жизни, после чего формируется невосприимчивость к данному заболеванию. За это мы должны благодарить нашу иммунную систему, которая запоминает возбудителя и формирует стойкий иммунитет. Правда, при тяжелых иммунодефицитах (СПИД) этот иммунитет может быть утрачен.

УКРЕПЛЕНИЕ ИММУНИТЕТА

Современный образ жизни часто приводит к нарушениям иммунитета: неблагоприятные экологические факторы, частые стрессы, изменившееся питание, снижение двигательной активности людей, длительное пребывание в помещениях, где повышена концентрация микробов, пыли, аллергенов, недостаток света. Поэтому надо укреплять свой иммунитет. 

Не существует универсальных средств «повышения» иммунитета. Иммунная система человека настолько сложна, что, если, не зная конкретно, какие в данный момент в ней имеются нарушения, начать ее стимулировать — то это может привести к развитию аутоиммунных заболеваний или к усугублению имеющихся нарушений иммунитета.

Если у Вас имеются существенные нарушения иммунитета — то лучше обратиться к врачу-иммунологу для консультации и выполнить иммунологическое обследование. После получения результатов иммунограммы Вам посоветуют тот или иной иммуномодулятор, который лучше всего скорректирует имеющиеся нарушения в иммунной системе.

 

При незначительных проявлениях нарушений иммунитета необходимо, в первую очередь, исключить воздействия тех неблагоприятных факторов, которые эти нарушения вызвали. Дополнительно целесообразно принимать препараты, содержащие поливитамины, микроэлементы, адаптогены, антиоксиданты, биостимуляторы. 

Аутоиммунные заболевания. 

Заболевания, при которых иммунная система вследствие возникших в ней нарушений принимает собственные ткани, клетки, белки за чужеродные и начинает активно их разрушать. К таким заболеваниям относятся, например, ревматоидный артрит (происходит разрушение суставов и соединительной ткани), рассеянный склероз (разрушение нервных волокон), псориаз (разрушение кожи). 

Связь между иммунитетом и дисбактериозом желудочно-кишечного тракта. 

Читайте также:  У ребенка заложен нос но сопли не текут и храпит как лечить комаровский

В норме у человека в кишечнике находятся микроорганизмы, которые способствуют обеспечению организма витаминами, микроэлементами, защищают от вредных, патогенных микроорганизмов.

При нарушении микрофлоры желудочно-кишечного тракта (дисбактериозе) происходит чрезмерное размножение болезнетворных микроорганизмов, которые «отравляют» организм и иммунную систему своими шлаками, поглощают витамины и микроэлементы, вызывают воспалительные процессы и нарушают процесс пищеварения. 

Иммунокорригирующая терапия. 

Это препараты, влияющие на те или иные звенья иммунной системы. Иммуностимулирующей активностью обладают витамины, элеутерококк, жень-шень, некоторые другие растительные или химические вещества.   опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/85810-chto-ugnetaet-i-chto-stimuliruet-immunnye-kletki

Иммунная система. иммунная система объединяет органы и ткани, в которых происходит образование и взаимодействие клеток-иммуноцитов

Иммунная система объединяет органы и ткани, в которых происходит образование и взаимодействие клеток-иммуноцитов, выполняющих функцию распознавания генетически чужеродных субстанций (антигенов) и осуществляющих специфическую реакцию.

Иммунитет— это защита организма от всего генетически чужеродного -микробов, вирусов, от чужих клеток или генетически измененных собственных клеток. Он обеспечивает поддержание генетической целостности и постоянства внутренней среды организма, выполняя функцию распознавания «своего» и «чужого».

Иммунная системапредставлена красным костным мозгом, центральным и универсальным органом гемопоэза — источником стволовых клеток для иммуноцитов; центральным органом лимфоцитопоэза (тимус); периферическими органами лимфоцитопоэза (селезенка, лимфатические узлы, скопления лимфоидной ткани в органах); лимфоцитами крови и лимфы, а также популяциями лимфоцитов и плазмоцитов, проникающими в соединительные и эпителиальные ткани.Антигены— это сложные органические вещества, способные при поступлении в организм вызывать специфический ответ. Свойствами антигенов обладают бактерии, вирусы, паразиты, чужеродные клетки и ткани, мутационно изменившиеся собственные клетки тела (например, раковые), продукты жизнедеятельности чужеродных клеток — белки, полиеахариды, полипептиды и др. Различают 2 вида антигенов: 1. Экзогенные (через главный комплекс гистосовместимым усиливают образование Т- киллеров); 2. Эндогенные (опухолевые клетки, клетки хронического воспаления) — усиливают образование Т-супрессоров и Т- киллеров. Антитела— сложные белки, синтезируемые плазмоцитами, способные специфически соединяться с соответствующими антигенами и обезвреживать их. Обнаружение антител в глобулиновой фракции белков крови обусловило их название — иммуноглобулины. Выявлено несколько классов иммуноглобулинов — G, М, А, D, Е.

G— 75%, циркулирует в крови и лимфе.

А — 15%, секретируется железистым эпителием желудочно-кишечного тракта и желез. Защищает эпителиальные поверхности.

  • M — 10%, вырабатывается на наличие токсинов и продуктов их распада, детоксицируя их
  • D — 0,2%, маркер В-лимфоцитов, опосредует дифференцировку В-клеток.
  • Е— активизирует тучные клетки, базофилы при аллергических реакциях, распознает аллерген, способствует выделению гистамина и гистаминазы.

Комплемент— группа белков, содержащихся в свежей сыворотке крови, активирующаяся при связывании антитела с антигеном.

Этот процесс приводит или к лизису определенных типов клеток или к образованию биологически активных веществ из белков комплементов, которые, прикрепляясь к бактериям, облегчают их фагоцитоз нейтрофилами. Эти вещества называются опсонинами.

Главные молекулы гистосовместимости —семейство гликопротеидов, существующие на поверхности всех клеток и определяющий интенсивность иммунного ответа на тот или иной антиген. Совокупность гликопротеидов клеточной поверхности лейкоцитов у человека называется HLA.

Существует 2 класса молекул МНС: I — набор гликопротеидов клеточной поверхности экспрессируются на всех клетках, узнаются Т-киллерами; II -экспрессируются на лимфоцитах и макрофагах, узнаются Т-хелперами.

Иммуннокомпетентные клетки:Т-лимфоциты,В-лимфоциты,О-клетки,Макрофаги Свойства иммуноцитов:1)Обладают памятью, как долговременной, так и передающейся по наследству.

2)Преимущественно долгожители 3)Характеризуются функциональным разнообразием 4)Общее число 2´1012, из которых 2´1010 постоянно циркулирует в организме Развитие:родоначальницей всех иммуноцитов является кроветворная стволовая тотипотентная клетка красного костного мозга, генерирующая образование предшественников как Т-, так и В-лимфоцитов.

Т-лимфоциты— тимусозависимые клетки, 70-90% от всех лимфоцитов. В виде предшественников и бластов они мигрируют из красного костного мозга в вилочковую железу, попадая в корковую зону ее дольки.

Проходят антигеннезависимую дифференцировку (генетически программируются на образование клеток, способных давать специфический тип иммунного ответа) и специализируются в двух направлениях.

Одни бласты (большая часть) превращаются под влиянием тимозина, тимулина и тимопоэтина в популяцию Т-лимфоцитов, реагирующих на антиген.

Химические гуморальные факторы обеспечивают дозревание Т-лимфоцитов вне вилочковой железы в периферических лимфатических органах (лимфатический узел, селезенка, лимфоидные фолликулы других органов), заселяя тимусозависимые зоны (антигензависимая дифференцировка). Другая часть бластов дифференцируется с образованием клеток, несущих рецепторы к антигенам собственного организма (аутоиммунный ответ).

Морфологически все Т-лимфоциты имеют вид округлых клеток с округлым ядром, сравнительно небольшой ободок цитоплазмы. Величина 5-13 мкм, ядро 3-12 мкм. По величине различают малые, средние и большие. Большинство лимфоцитов относится к малым зрелым формам, ядро которых занимает почти весь объем цитоплазмы, содержащее одно или несколько ядрышек.

В цитоплазме лежат несколько митохондрий, слабо развиты эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи, много лизосом. На поверхности — множество пальцевидных выростов, снабжены соответствующими рецепторами на плазматической мембране: в связи с этим способны прилипать к эритроцитам барана, образовывая «розетки».

Этот иммунологический метод используется для их идентификации (отличие от В — лимфоцитов). Долгоживущие.

В тимусозависимых зонах (лимфатические узлы — паракортикальная зона, селезенка — периартериальная) под влиянием антигенов и оседлых интердигитирующих макрофагов (короткоотростчатые) Т-лимфоциты превращаются Т-эффекторные иммуноциты и Т-клетки памяти.

Среди эффекторных клеток различают:1 Цитотоксические, Т-киллеры —разрушают (лизируют) чужеродные и свои видоизмененные клетки или непосредственно или выделяя соответствующие цитокины.

Среди них выделяют: НК — клетки (нулевые, натуральные), не имеющие поверхностных рецепторов и составляющих резерв недифференцированных иммуноцитов.

При дифференцировке на поверхности Т-киллеров появляются специфические мембранные молекулы гликопротеидов (антигены), обнаруживаемые с помощью набора антител (кластеров дифференцировки). Создана СD-номенклатура: Кластер СD1 — маркер ранней стадии созревания Т-клеток в вилочковой железе.

Кластеры СD2, СDЗ — характерны для Т-лимфоцитов крови и периферических лимфоидных органов.Кластеры СD4+ являются Т-хелперами.Кластеры СD8+ — являются Т-супрессорами.Кластеры СD 16 — натуральный киллер, образующие первую линию защиты, действуют немедленно.2.

Т-хелперы(помощники) распознают чужеродные антигены (представляемые макрофагами), усиливают пролиферацию, миграцию, дифференцировку В-лимфоцитов, образование из них плазмоцитов и продукцию иммуноглобулинов.

Выделяя интерлейкины, усиливают подвижность и фагоцитарные свойства макрофагов, усиливают функцию Т-киллеров и усиливают размножение Т-клеток в вилочковой железе. По типу выделяемых цитокинов различают 2 типа Т-хелперов:1) продуцируют интерлейкин 1, интерлейкин 12, интерферон. Участвуют в гиперчувствительных реакциях замедленного действия 2)секретируют интерлейкин 3, интерлейкин 4, 5, 6. Участвуют в гиперчувствительных реакциях немедленного типа.3. Т-супрессоры— ингибируют активность Т-хелперов и плазмоцитов, контролируя количество последних и количество антител, синтезируемых этими клетками, а также подавляют взаимодействие между Т- и В-лимфоцитами.

4. Т-клетки памяти— образуют быстрый рециркуляционный пул, который постоянно «работает» в организме. Они «запоминают» качество антигена и при повторной встрече с ним формируют ускоренную «вторичную» иммунную реакцию. Приобретенное свойство памяти лимфоцитов наследуется. Живут 20 и более лет.

В-лимфоциты:10-30% от всех лимфоцитов. Короткоживущие (от 2 суток до 6 месяцев).

Развитие: у птиц проходят антигеннезависимую дифференцировку в фабрициевой сумке. У человека таким органом является красный костный мозг, где формируется группа малодифференцированных В-лимфоцитов (кластер СD 19).

С током крови они поступают в периферические органы иммунной системы (селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные скопления в пищеварительном тракте), где под влиянием антигена, Т-хелперов и дендритных (длинноотросчатых) макрофагов проходят антигензависимую дифференцировку.

При этом в корковом веществе лимфатических узлов и герминативных центрах лимфоидных фолликулов остальных органов возникает пул эффекторных клеток В-лимфоцитов (кластер СD 20).Из стимулированных В-лимфоцитов образуются В-лимфобласты, которые, размножаясь, приобретают способность к синтезу антител, становясь последовательно плазмобластами, проплазмоцитами и плазмоцитами.1.

Плазматическая клетка:высоко дифференцированная, продуцирующая иммуноглобулины (5 классов, см. выше). Размер 10-20 мкм, цитоплазма имеет ярко выраженную базофилию. Компактное ядро эксцентрично расположенное, округлой формы, содержит плотный хроматин в виде обода колеса. Объем цитоплазмы плазмоцита заметно превосходит объем ядра, в ней много вакуолей (пенистая цитоплазма).

Сбоку от ядра или охватывая его, находится ясно выраженная центросфера, вокруг которой лежат митохондрии и канальцы и мешочки ЭПС с множеством рибосом. Большинство плазмоцитов — короткоживущие (около 2-х суток), некоторые живут от 2-х недель до 6 месяцев.2.

В-супрессоры— тормозят выработку антител плазматическими клетками и действуют подавляюще (как и Т-супрессоры) на реакции гуморального иммунитета.3. В-клетки памяти— короткоживущие рециркулирующие В-лимфоциты. Несут информацию о встрече с антигеном. Имеют оптимальную возможность непосредственно, вырабатывая антитела, уничтожать антиген. На работе этих клеток основаны принципы формирования иммунной реакции после вакцинации.

Макрофаги:обладают активной подвижностью, адгезивностью и выраженной способностью к фагоцитозу. Синтезируют пищеварительные ферменты, фагоцитин, лизоцим, интерферон, эндогенный пироген, являющимися главными факторами иммунитета.

Развиваются из стволовой кроветворной клетки, проходя в красном костном мозге последовательно стадии монобласта, промоноцита и моноцита. Последние циркулируют в крови и, выселяясь в ткани, превращаются в макрофаги.Размеры: 20-100 мкм; ядро неправильной формы, слабо базофильная цитоплазма.

В ней много митохондрий и лизосом, хорошо развит пластинчатый комплекс и ЭПС.

Функции:1)пассивная передача антигена Т- и В-лимфоцитам и индукция специфического ответа на антигены (в начале иммунной реакции) 2)выработка цитокинов, ослабляющих агрессию антигена 3)стимулируют продукцией интерлейкина I, воздействующего на ДНК клеток, размножение, пролиферацию и дифференцировку Т- и В-лимфоцитов. 4)секретируют фактор, усиливающий хемотаксис и подвижность Т-киллеров. 5)индуцируют продукцию Т-хелперов в периферических органах. 6)активизируют синтез иммуноглобулинов в плазмоцитах. 7)активно фагоцитируют и переваривают комплекс «антиген+антитело», завершая тем самым иммунную реакцию.

Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Виды иммунитета: 1)Клеточный(инфекционный) против чужеродных клеток или собтвенных зараженных вирусами клеток,раковых клеток.Осущ-ся Т-киллерами 2)Гуморальный(трансплантационный)иммунитет против антигенов,находящихся в жидкостях,идет с учатсием антител.

Клеточный иммунитет формируется при трансплантации органов и тканей, инфицировании вирусами, при злокачественном опухолевом процессе.

Т-киллер реагирует с антигеном в комплексе с гликопротеидами МНС I класса в плазматической мембране клетки-мишени. Связывание Т-киллера с антигеном ведет к высвобождению цитотоксическими клетками порообразующих белков — перфоринов.

Полимеризуясь в плазматической мембране клетки-мишени, они превращаются в трансмембранные каналы.

Мембрана клетки-мишени становится проницаемой, что способствует гибели клеток.

Гуморальный иммунный ответ:Обеспечивают макрофаги (антигенпрезентующие клетки), Т-хелперы и В-лимфоциты. Попавший в организм антиген поглощается макрофагом, который расщепляет его на фрагменты. С комплексом МНС II класса фрагменты появляются на поверхности макрофага (процессирование антигена), который узнается Т-хелпером.

Т-хелпер стимулирует секрецию интерлейкина I макрофагом, в свою очередь активизирующий синтез и секрецию интерлейкина II Т-хелпером. Т-хелпер активирует В-лимфоциты, воздействуя на него интерлейкином П. В-лимфоцит, процессируя антиген, представляет его фрагмент в комплексе с МНС II класса на клеточной поверхности. Он узнается Т-хелпером.

Последний начинает секрецию интерлейкинов 2, 4, 5, 6 и интерферона, под влиянием которых В-лимфоцит размножается, дифференцируется с образованием плазматических клеток и В-клеток памяти. Интерферон активирует макрофаги, активно фагоцитирующие и разрушающие антиген, тем самым обеспечивая пролиферацию и дифференцировку В-лимфоцитов в плазмоциты.

Последние вырабатывают специфические иммуноглобулины на данный вид антигена.

Источник: https://studopedia.su/15_171580_immunnaya-sistema.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector