Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах совета европы 1949 г

  • Официальный перевод на русский язык
  • Правительства Королевства Бельгии, Королевства Дании, Французской Республики, Королевства Греции, Ирландской Республики, Итальянской Республики, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Королевства Норвегии, Королевства Швеции, Турецкой Республики и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии,
  • учитывая, что положения пункта а) статьи 40 Устава Совета Европы предусматривают, что Совет Европы, представители Членов и Секретариат Совета Европы пользуются на территории своих Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения их функций,
  • учитывая, что положения пункта b) вышеупомянутой статьи предусматривают, что Члены Совета Европы взяли на себя обязательство заключить соглашение с целью выполнения положений указанного пункта,
  • учитывая, что во исполнение вышеупомянутого пункта b) Комитет министров рекомендовал правительствам Членов принять нижеследующие положения,
  • договорились о следующем:

ЧАСТЬ I ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ — ПРАВОСПОСОБНОСТЬ

Статья 1

Совет Европы является юридическим лицом. Он правомочен заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им и возбуждать дела в суде.

  1. В этих вопросах от имени Совета Европы выступает Генеральный секретарь.
  2. Статья 2
  3. Генеральный секретарь всегда сотрудничает с компетентными органами Членов в целях содействия надлежащему отправлению правосудия, обеспечения соблюдения положений, касающихся полиции, и предотвращения совершения каких бы то ни было злоупотреблений в отношении привилегий, иммунитетов, изъятий и льгот, перечисленных в настоящем Соглашении.

ЧАСТЬ II ИМУЩЕСТВО, ФОНДЫ И АКТИВЫ

Статья 3

Совет, его имущество и активы, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме конкретных случаев, когда Комитет министров в явно выраженной форме отказывается от такого иммунитета. Однако при этом понимается, что никакой отказ от иммунитета не распространяется на судебно-принудительные и судебно-исполнительные меры.

Статья 4

Здания и помещения Совета неприкосновенны. Его имущество и активы, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо другой форме вмешательства путем административных, судебных и законодательных действий.

  • Статья 5
  • Архивы Совета и все документы, принадлежащие ему или находящиеся в его распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились.
  • Статья 6
  • Не будучи ограниченными финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода:

а) Совет может располагать любой валютой и иметь-счета в любой валюте;

  1. b) Совет может свободно переводить свои фонды из одной страны в другую или в пределах любой страны и обращать любую валюту, находящуюся в его распоряжении, в любую другую валюту;
  2. с) при пользовании своими правами согласно предшествующим подпунктам а) и b) Совет Европы должен считаться с любыми представлениями со стороны правительства каждого Члена Совета в той мере, в которой Совет признает, что такие представления могут быть приняты во внимание без ущерба для интересов Совета.
  3. Статья 7
  4. Совет, его активы, доходы и другая собственность освобождаются от:
  5. а) всех прямых налогов; однако Совет не будет требовать освобождения от налогов, выплат и сборов, которые в действительности являются оплатой предоставляемого коммунального обслуживания;
  6. b) всех таможенных сборов, импортных и экспортных ограничений, а также ограничений в отношении предметов, предназначенных для служебного пользования; предметы, ввозимые в изъятие из общих правил, будут продаваться на территории страны, в которую они ввезены не иначе как на условиях, согласованных с Правительством этой страны;
  7. с) всех таможенных сборов, импортных и экспортных запретов и ограничений в отношении собственных изданий.
  • ЧАСТЬ III СРЕДСТВА СВЯЗИ
  • Статья 8
  • Для своих официальных средств связи Комитет министров и Генеральный секретарь пользуются на территории каждого Члена не менее благоприятными условиями, чем те, которые этот Член предоставляет дипломатическим миссиям любого другого правительства.
  • Официальная корреспонденция и любые иные официальные сообщения Комитета министров и Секретариата не подлежат цензуре.

ЧАСТЬ IV ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЧЛЕНОВ В КОМИТЕТЕ МИНИСТРОВ

  1. Статья 9
  2. Представителям в Комитете министров при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно предоставляются следующие привилегии и иммунитеты:
  3. а) иммунитеты от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в официальном качестве;
  4. b) неприкосновенность всех бумаг и документов;
  5. с) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ;
  6. d) изъятие их самих и их жен из ограничений по иммиграции и регистрации иностранцев, в стране, в которой они временно пребывают или через которую они проезжают при исполнении своих служебных обязанностей;
  7. e) те же льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств соответствующего ранга;
  8. f) те же иммунитеты и льготы в отношении своего личного багажа, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств соответствующего ранга.

Статья 10

Для обеспечения представителям в Комитете министров полной свободы слова и полной независимости при исполнении ими служебных обязанностей им продолжает предоставляться судебно-процессуальный иммунитет в отношении сказанного или написанного ими, а также в отношении всех действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей после того, как лица, которых это касается, уже не исполняют подобные обязанности.

Статья 11

Привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой Комитета министров.

Поэтому Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению Члена Организации, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен.

Статья 12

а) Положения статей 9, 10 и 11 не применяются в отношении властей страны, гражданином которой является данное лицо или представителем которой он является или являлся.

b) В статьях 9, 10, 11 и 12 а) выше понятие «представители» включает всех делегатов, их заместителей, советников, технических экспертов и секретарей делегаций.

  • ЧАСТЬ V ПРЕДСТАВИТЕЛИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ АССАМБЛЕЕ
  • Статья 13
  • Никакие административные или иные ограничения не могут быть установлены в отношении беспрепятственного проезда представителей в Консультативной Ассамблее и их заместителей к месту проведения встречи и их возвращения.
  • В сфере таможенного контроля и соблюдения валютного режима представителям и их заместителям предоставляются:
  • а) их собственным правительством — те же льготы, какими пользуются старшие должностные лица, временно выезжающие за границу по служебной необходимости;
  • b) правительствами других Членов Организации — те же льготы, какими пользуются представители иностранных правительств, временно выполняющие свои должностные обязанности.
  • Статья 14

Источник: http://www.echr-base.ru/immun_Euro.jsp

Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений

Принята 21 ноября 1947 г. Резолюцией 179 (II) на 123-ем пленарном заседании 2-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Конвенция вступила в силу 2 декабря 1948 г. Конвенция вступила в силу для СССР с 10 января 1966 г. – в отношении МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВПС, ВМО, ИМО и МСЭ; с 16 ноября 1972 г.

– в отношении ИКАО. Конвенция вступила в силу для России с 29 июня 1994 г. – в отношении МВФ, МБРР, МФК, МАР на основании Постановления Правительства РФ от 30 декабря 1993 г. № 1367 //Действующее международное право. Т. 1. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 620–632.

  • (Извлечение)
  • Статья I. Определения и сфера действия
  • Раздел 1
  • В настоящей Конвенции:
  • I) Выражение «стандартные статьи» относится к положениям статей II–IX.
  • II) Выражение «специализированные учреждения» применяется к:
  • a) Международной организации труда;
  • b) Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций;
  • c) Просветительной, научной и культурной организации Объединенных Наций;
  • d) Международной организации гражданской авиации;
  • e) Международному валютному фонду;
  • f) Международному банку реконструкции и развития;
  • g) Всемирной организации здравоохранения;
  • h) Всемирному почтовому союзу;
  • i) Международному союзу электросвязи; и
  • j) всем другим учреждениям, поставленным в связь с Организацией Объединенных Наций в соответствии со статьями 57 и 63 Устава.
  • III) Термин «конвенция» в применении к любому специализированному учреждению означает стандартные статьи, измененные в соответствии с окончательным (или пересмотренным) текстом дополнения, представленного данным учреждениям согласно разделам 36 и 38.
  • IV) В статье III выражение «имущество и активы» включает также имущество и фонды, управляемые специализированными учреждениями при выполнении ими предусмотренных в их уставах функций.
  • V) В статьях V и VII выражение «представители членов» включает представителей, заместителей, советников, технических экспертов и секретарей делегаций.
  1. VI) В разделах 13, 14, 15 и 25 выражение «заседания, созываемые специализированными учреждениями» означает заседания:
  2. 1) их общих собраний и исполнительных органов (независимо от наименования);
  3. 2) комиссий, предусмотренных в их уставах;
  4. 3) созванных ими конференций; и
  5. 4) всяких комитетов этих органов.
  6. VII) Термин «главный администратор» означает главное административное лицо данного специализированного учреждения, независимо от того, именуется ли оно «генеральным директором» или как-либо иначе.
  7. Раздел 2
  8. Каждое государство, присоединившееся к настоящей Конвенции в отношении какого-либо специализированного учреждения, к которому настоящая Конвенция уже применяется согласно разделу 37, предоставляет этому учреждению или в связи с этим учреждением привилегии и иммунитеты, изложенные в стандартных статьях, на предусмотренных в них условиях, подлежащих изменениям, содержащимся в положениях окончательного (или пересмотренного) дополнения, относящегося к этому учреждению и представленного в соответствии с разделами 36 и 38.
  9. Раздел 5

Помещения специализированных учреждений неприкосновенны. Имущество и активы специализированных учреждений, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо другой форме вмешательства как путем исполнительных, административных и судебных действий, так и путем законодательных действий.

  • Раздел 6
  • Архивы специализированных учреждений и вообще все документы, принадлежащие им или хранимые ими, неприкосновенны, где бы они ни находились.
  • Статья VI. Должностные лица
  • Раздел 21
  • Кроме иммунитетов и привилегий, указанных в разделах 19 и 20, главный администратор и должностные лица, исполняющие его обязанности в его отсутствии, пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям.
  • Раздел 30
  • Главные администраторы, помощники главных администраторов, начальники департаментов и другие должностные лица ранга не ниже начальника департамента специализированных учреждений, едущие с пропусками Организации Объединенных Наций по делам специализированных учреждений, пользуются теми же льготами при совершении поездок, какие предоставляются дипломатическим представителям соответствующего ранга.
  • Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы

Заключено в г. Париже 2 сентября 1949 г. Соглашение вступило в силу 10 сентября 1952 г. Россия присоединилась к Соглашению 28 февраля 1996 г. на основании Федерального закона от 23 февраля 1996 г. № 20-ФЗ. Соглашение вступило в силу для России 28 февраля 1996 г. // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 12. – Ст. 1391.

Читайте также:  Что делать при себорейном дерматите на голове?

(Извлечение)

Статья 4

Здания и помещения Совета неприкосновенны. Его имущество и активы, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо другой форме вмешательства путем административных, судебных и законодательных действий.

  1. Статья 5
  2. Архивы Совета и все документы, принадлежащие ему или находящиеся в его распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились.
  3. Статья 16
  4. Кроме иммунитетов и привилегий, перечисленных в статье 18 ниже, Генеральный секретарь и заместитель Генерального секретаря пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s26508t7.html

Правовой статус Совета Европы, цели и принципы деятельности, функции организации

Совет Европы – это межправительственная региональная организация, созданная 5 мая 1949 г как организация для сотрудничества между парламентами и правительствами стран Европы.

Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией, в его состав входят 47 государств и Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза, объединяющего только 28 государств.

В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы, однако эти две международные организации имеют некоторые общие символические атрибуты, например, гимн и флаг.

Будучи международной межправительственной организацией, СЕ является субъектом международного права, он участвует в межгосударственных отношениях и в пределах своих уставных полномочий обладает договорной и практической компетенцией. Совет Европы выступает в международных отношениях и принимает решения (правила, процедуры, рекомендации, резолюции и т.д.), а также заключает договоры с государствами и межгосударственными межправительственными организациями.

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы.

В ней, в частности, говорится следующее: «а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод». Следует отметить, что вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в компетенцию СЕ.

  • Принципами деятельности СЕ являются:
  • · Защита прав человека и основных свобод
  • · Обеспечение плюралистической демократии

· Обеспечение верховенства закона

Нынешние политические полномочия СЕ включают в себя: продвижение общих основополагающих ценностей: права человека, верховенство закона и демократия; укрепление мер, направленных на обеспечение безопасности европейских граждан, в частности, в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми; развитие сотрудничества с другими международными и европейскими организациями. Совет Европы объединяет правительства стран Европы и мира в работе по принятию правовых стандартов по широкому кругу вопросов. Совет Европы также следит за тем, как государства выполняют международно-правовые документы, которые они подписали, и оказывает им в этом необходимое техническое содействие.

Совет Европы отстаивает свободу выражения мнения и свободу собраний, свободу СМИ, равенство и защиту меньшинств. Он реализует программы по таким вопросам, как защита детей, язык ненависти он-лайн, а также права цыган (ромов) – крупнейшего меньшинства в Европе.

Совет Европы помогает государствам-членам бороться с коррупцией и терроризмом и проводить необходимые судебные реформы.

Его группа экспертов в области конституционного права, известная также как Венецианская комиссия, консультирует по правовым вопросам страны всего мира.

Совет Европы способствует продвижению прав человека посредством разработки международных договоров, таких как Конвенция о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье и Конвенция о компьютерных преступлениях. Он проводит мониторинг государств-членов на предмет достижений в этих сферах, а также делает рекомендации в лице независимых экспертных мониторинговых органов. Все страны-члены Совета Европы больше не применяют смертную казнь.

5. Правовой режим Совета Европы

Правовой режим — это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности.

Совет Европы является международной региональной организацией. Правовой основной СЕ являются Устав (Лондон, 5 мая 1949г.

), международные договоры, заключенные организацией с государствами-членами (Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г.

и Протоколы к ним) + внутреннее право, регулирующее порядок работы органов Совета Европы, взаимоотношение между ними и бюджетно-финансовые вопросы.

Цель СЕ – продвижение прав человека, демократии и верховенства права.

С развитием общества и технологий в компетенцию СЕ входит всё больше вопросов: гендерное равенство, отмена смертной казни, трафикинг(торговля людьми), сотрудничество в области медицины, борьба с преступностью, развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта, забота о молодежи и др.). Для достижения целей СЕ руководствуется принципом сотрудничества. При этом, в компетенцию СЕ не входят вопросы, касающиеся национальной обороны.

Уставными органами СЕ являются Комитет Министров – главный орган ( на уровне Министров иностранных дел и их замов), Парламентская Ассамблея – из представителей национальных парламентов, избираемых изначально на национальном уровне. Секретариат – обеспечивает их работу.

Конгресс местных и региональных властей способствует укреплению местной и региональной демократии. Комиссар по правам человека осведомляет население о его правах и следит за их соблюдением. ЕСПЧ действует на основе Европейской конвенции по защите прав человека 1950 г.

и действует в рамках СЕ.

В соответствии с Уставом, любое европейское государство, которое рассматривается как способное и стремящееся целям СЕ, может быть приглашено Комитетом министров стать Членом или Ассоциированным Членом Совета Европы.

Право на представительство любого Члена Совета Европы при грубом нарушении статьи 3 Устава может быть приостановлено, Комитет министров может предложить ему выйти из состава Совета и даже принять решение об исключении.

6. Понятие членства в международных организациях. Виды членства

Членство фиксирует «принадлежность» государства к МО и порождает взаимные права и обязанности.

Как правило, члены организации подразделятся на две категории: первоначальные и присоединившиеся. Но в зависимости от правового статуса членов выделяют также ассоциированное членство, специально приглашенное членство, частичное членство.

Первоначальные члены – те государства, которые принимали участие в разработке учредительного акта и ратифицировали устав до его вступления в силу (либо до начала первой сессии высшего органа). Первоначальные члены часто указаны в самом уставе. Для них характерно то, что они не проходят процедуру вступления в международную организацию.

Присоединившиеся члены — государства, которые стали членами международной организации после начала ее деятельности посредством присоединения к Уставу.

Они должны соответствовать определенным требованиям, зафиксированным в Уставе международной организации, и пройти процедуру приема в ее члены.

Ассоциированное членство ранее применялось в отношении несамоуправляющихся территорий. В настоящее время применяется в отношении государств, которые не полностью отвечают критериям, предъявляемым к членам международной организации, но заинтересованы в ее деятельности. Между государством и международной организацией заключается солашение об ассоциировании.

Причем от имени организации выступает не только она сама, но и ее члены. Ассоциированный член имеет право принимать участие в работе сессий высшего органа, но без права голоса; вносить предложения по повестке дня сессии; получать всю документацию. Статус ассоциированных членов в правах более ограничен, чем в предыдущих видах членства.

Такое государство не может быть избрано в органы международной организации.

Статус специально приглашенного члена ввел Совет Европы.

Такой статус согласно Уставу Совета Европы может быть предоставлен государству на основе решения Комитета Министров, который посылает приглашение государству.

Тогда статус специально приглашенного члена не отличается от ассоциированного (право принимать участие в сессиях Парламентской Ассамблеи без права голоса и др.).

Частичное членство имеет место в случае, когда государство, не вступая в международ-

ную организацию, принимает участие в работе отдельных органов на правах полноправного члена. От частичного членоства следует отличать статус наблюдателя.

Членами организации могут быть другие международные организации. Например, ЕС является членом ФАО.

Приостановление членства в международной организации может быть принудительным (в качестве санкции) и добровольным.

Принудительно членство в международной организации может быть приостановлено за нарушение обязательств, связанных с фактом членства государства в организации, например, невыполнение обязательств по уплате взносов в бюджет организации.

Приостановление членства может выражаться в разных формах: лишение права принимать участие в очередной сессии или лишении права голоса на срок сессии, лишение представителя государства права выступать на сессии или ограничение времени выступления, а также в лишении прав и привилегий, связанных с членством в организации. В

отличие от исключения приостановление носит временный характер.

Прекращение членства в международной организации может быть добровольным (выход) и принудительным (исключение). Последнее имеет место в случае систематических и грубых нарушений принципов деятельности организации, ее уставных положений. Прекращение членства может произойти вследствие выхода государства из организации или ее ликвидации (СЭВ, ОВД).

7. Условия членства в Совете Европы. Процедура приема в члены Совета Европы. Выход из Совета Европы, приостановление, исключение из членства

  1. Совет Европы в настоящее время является «главными воротами» для интеграции и кооперации восточноевропейских и постсоветских стран в Европейское сообщество государств.
  2. Для начала процедуры рассмотрения в Совете Европы заявления государства на членство необходимо соответствие национальных условий следующим критериям, которые принимаются во внимание Парламентской Ассамблеей Совета Европы.
  3. Во-первых, основополагающие условия: быть европейским государством, обладать способностью и стремлением выполнять основные задачи этой организации;

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/4646.html

Присоединение Российской Федерации к Уставу Совета Европы. Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы. Дополнительные Протоколы к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы

Совет Европы как региональная международная организация существует с 1949 г. Он был учрежден десятью западноевропейскими государствами, а в настоящее время охватывает почти все европейское пространство. Членами Совета Европы являются 40 государств, включая Российскую Федерацию с 28 февраля 1996 г.

Учредительными документами этой организации являются Устав Совета Европы от «5 мая 1949 г. и Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г.

Вступлению России в Совет Европы предшествовали определенные меры, которые включали как присоединение РФ к ряду европейских конвенций, не обусловливающих участие в них с членством в Совете Европы, так и комплекс мероприятий, утвержденных распоряжением Президента РФ от 13 февраля 1996 г. Несколькими днями ранее, 25 января 1996 г.

Читайте также:  Ядро абрикоса польза и вред для организма

, Парламентская Ассамблея Совета Европы рассмотрела заявку России, поданную еще 7 мая 1992 г.

, рекомендовала Комитету Министров пригласить Российскую Федерацию стать членом Совета Европы, сопроводив приглашение, сформулированное в виде Заключения № 193 (1996), пожеланиями в виде 25 пунктов, которые были обозначены как принимаемые на себя Россией обязательства.

Процедура присоединения Российской Федерации к Уставу Совета Европы и к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы заняла всего 4 дня: соответствующие федеральные законы о присоединении были приняты Государственной Думой 21 февраля, одобрены Советом Федерации 22 февраля, подписаны Президентом РФ 23 февраля, вступили в силу 24 февраля 1996 г.

Официальный прием на церемонии в Страсбурге 28 февраля 1996 г. сопровождался подписанием от имени Российской Федерации ряда европейских конвенций.

Согласно Уставу, «целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1). В соответствии со ст.

3 каждый член Совета должен признавать принцип верховенства права и обеспечивать всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, пользование правами и основными свободами. Сотрудничество ради достижения этой цели включает заключение и реализацию конвенций, протоколов и соглашений, число которых достигло 170.

Традиционно они именуются европейскими конвенциями, которые посвящены правам человека, вопросам образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, развития гражданского, экологического, административного права, уголовного права и процесса. .В их числе Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.

) вместе с одиннадцатью протоколами, дополняющими или изменяющими ее отдельные положения, Европейская социальная хартия (1961 г., пересмотрена в 1996 г.), Европейская конвенция о гражданстве (1998 г.), Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.

), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.), Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.), ряд актов уголовно-правового и процессуального характера — о выдаче (1957 г.), о взаимной помощи по уголовным делам (1959 г.), о передаче производства по уголовным делам (1972 г.), о передаче осужденных лиц (1983 г.

), о компенсации жертв насильственных преступлений (1983 г.), об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.).

Иммунитеты — особый вид привилегий, которые в свою очередь суть специфическая разновидность льгот, юридических изъятий. Это, в частности, подтверждается содержанием международных договоров. Так, в разделе 19 ст.

V Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. привилегии и иммунитеты соответственно называются «изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям».

Аналогичное разъяснение содержится в Генеральном Соглашении о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949г., согласно ст. 2 которого привилегии и иммунитеты также строго определяются в качестве «изъятий и льгот, перечисленных в настоящем Соглашении».

Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, имеют с ними следующие общие черты.

  • 1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты, в частности, дипломатический и депутатский иммунитеты.
  • 2. Иммунитеты призваны быть право стимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию. Иммунитет, как верно отмечает С. В. Мирошник, в качестве правового стимула «представляет собой совокупность особых правовых преимуществ…».
  • 3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
  • 4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.
  • 5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий.

Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, проявляются в виде отрицательных льгот (освобождении от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, освобождении от ответственности).

«Применительно к уголовно-процессуальному законодательству понятие «иммунитет», — подчеркивает В. И. Руднев, -может пониматься как освобождение от выполнения процессуальных обязанностей и ответственности…

Это означает, что некоторые лица — депутаты, судьи, прокуроры, близкие родственники лица, привлекаемого к уголовной ответственности, — в определенных ситуациях могут иметь возможность не давать показаний, не привлекаться к ответственности».

Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст. 5 Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 г.

, прямо установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно ст. 40 Устава Совета Европы, принятого 5 мая 1949 г.

, «Совет Европы, представители Членов и Секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст. 6 Четвертого Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 16 декабря 1961 г.

, «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций».

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор, о чем сказано и в ст.

11 Генерального Соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949г.: «…

Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению Члена Организации, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен».

В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. Так, по оценкам Ф. А. Агаева и В. Н.

Галузо, более 30 категорий российских граждан и более 150 категорий иностранных граждан в силу прямых предписаний Конституции и законов России и обязательных для нее международных многосторонних конвенций и двусторонних договоров и соглашений наделены иммунитетами, имеющими значение лишь в одной сфере — сфере уголовного судопроизводства.

К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и др. (носители иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно обозначены в соответствующем законодательстве).

Источник: https://studwood.ru/1426943/pravo/prisoedinenie_rossiyskoy_federatsii_ustavu_soveta_evropy_generalnoe_soglashenie_privilegiyah_immunitetah

Конвенции и соглашения Совета Европы, к которым присоединилась Российская Федерация — Постоянное представительство Российской Федерациипри Совете Европы

  • Конвенции Совета Европы, к которым присоединилась Российская Федерация
  • Устав Совета Европы 1949 г. (№ 001)
  • Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г. (№002)
  • Дополнительный протокол 1952 г. (№ 010) — о сфере распространения привилегий и иммунитетов
  • Второй дополнительный протокол 1956 г. (№ 022) — о положениях, касающихся Европейской комиссии по правам человека
  • Четвертый дополнительный протокол 1961 г. (№ 036) – о положениях, касающихся Европейского Суда по правам человека
  • Пятый дополнительный протокол 1990 г. (№ 137) — о членах Европейской комиссии и Европейского Суда по правам человека
  • Шестой Дополнительный протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1996 г. (№ 162)
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (№ 005) — Оговорка Российской Федерации
  • Дополнительный протокол 1952 г. (№ 009) — о дополнительных статьях к Конвенции относительно прав на пользование имуществом, на образование и свободное волеизъявление
  • Протокол №2 1963 г. (№ 044) — о наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения

Протокол № 3 1963 г. (№ 045) — вносит изменения в cm. №№ 29, 30 и 34 Конвенции

Протокол № 4 1963 г. (№ 046) — об обеспечении некоторых иных прав и свобод, помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол № 1 к ней

Протокол № 5 1966 г. (№ 055) — вносит изменения в cm. №№ 22 и 40 Конвенции

Протокол № 7 1984 г. (№ 117) — о правах иностранцев, о праве на пересмотр судебных решений, о правах супругов и др.

Протокол № 8 1985 г. (№ 118)

Протокол № 9 1990 г. (№ 140) — вносит изменения в cm. №№ 31, 44, 45, 48 Конвенции, сутью которых является обеспечение доступа частных лиц в Европейский Суд по правам человека

Протокол № 10 1992 г. (№ 146) — упрощает процедуру разбирательств жалоб о нарушениях положений конвенции в Комитете министров Совета Европы

Протокол № 11 1994 г. (№ 155) — о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией (инкорпорирован в текст ЕКПЧ с ноября 1998 г., когда начал функционировать единый Европейский Суд по правам человека)

  1. Протокол № 14 2004 г. (№ 194) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции — Оговорка Российской Федерации
  2. Протокол № 15 2013 г. (№ 213), вносящий изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод
  3. Европейская культурная конвенция 1954 г. (№ 018)
  4. Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 г. (№ 062) — Заявление Российской Федерации
  5. Европейская конвенция о защите животных при международных перевозках 1968 г. (№ 065) -Заявление Российской Федерации
  6. Дополнительный протокол 1979 г. (№ 103)
  7. Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная) 1992 г. (№ 143)
  8. Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности футбольных матчей 1985 г. (№ 120)
  9. Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (№ 121)
  10. Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. (№ 122)
  11. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. (№ 126)
  12. Протокол № 1 1993 г. (№ 151) — дает возможность государствам- нечленам Совета Европы участвовать в Конвенции и ее контрольном органе
  13. Протокол № 2 1993 г. (№ 152) — предоставляет членам контрольного органа Конвенции возможность быть переизбранным дважды
  14. Конвенция против применения допинга 1989 г. (№ 135)
  15. Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского обучения 1990 г. (№ 138)
  16. Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве 1992 г. (№ 147) — Заявление Российской Федерации
  17. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. (№ 157) — Заявление Российской Федерации
  18. Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты 1953 г. (№ 015)
  19. Дополнительный протокол 1964 г. (№ 049)
  20. Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций 1959 г. (№ 032)
  21. Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования 1956 г. (№ 021)
  22. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. (№ 030) -Оговорки и заявления Российской Федерации
  23. Дополнительный протокол 1978 г. (№ 099)
  24. Европейская конвенция о выдаче 1957 г. (№ 024) — Оговорки и заявления Российской Федерации
  25. Дополнительный протокол 1975 г. (№ 086) — Заявление Российской Федерации
  26. Второй Дополнительный протокол 1978 г. (№ 098) — Оговорки и завление Российской Федерации
  27. Четвертый Дополнительный протокол 2012 г. (№ 212)
  28. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе 1997 г. (№ 165) — Заявление Российской Федерации
  29. Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г. (№ 090) — Заявление Российской Федерации
Читайте также:  Лечение кашля алоэ и медом

Протокол 2003 г. (№ 190) о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма 1977 г. — Заявление Российской Федерации

  • Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. (№ 141) — Оговорки и заявление Российской Федерации
  • Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г. (№ 106)
  • Дополнительный протокол 1995 г. (№ 159) — Заявление Российской Федерации
  • Протокол № 2 1998 г. (№ 169) — Заявление Российской Федерации
  • Протокол № 3 2009 г. (№ 206), касающийся европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС)
  • Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. (№ 196) — Заявление Российской Федерации
  • Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (№ 173) — Заявления Российской Федерации
  • Конвенция о передаче осужденных лиц 1983 г. (№ 112) — Заявления Российской Федерации
  • Дополнительный протокол 1997 г. (№ 167) — Заявление Российской Федерации
  • Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г. (№ 073) -Заявления и оговорки Российской Федерации
  • Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г. (№ 163) — Заявление Российской Федерации
  • Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г. (№ 108) — Заявления Российской Федерации
  • Конвенция о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений 2007 г. (№ 201) — Оговорки и заявление Российской Федерации
  • Конвенция о взаимной административной помощи в налоговой области 1988 г. (№ 127) -Оговорка и заявления Российской Федерации
  • Протокол о внесении изменений в Конвенцию о взаимной административной помощи в налоговой области 2010 г. (№ 208)
  • Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма
  • Конвенция Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей
  • Соглашения, к которым присоединилась Российская Федерация
  • Частичное соглашение Совета Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф
  • Европейский фонд поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальныхработ «Евримаж»
  • Группа по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотических средств — «Группа Помпиду» — с изменениями

Европейская аудиовизуальная обсерватория — с изменениями, внесенными в 1997 г. и 2000 г.

  1. Расширенное частичное соглашение по спорту — с изменениями
  2. Частичное соглашение по культурным маршрутам — с изменениями
  3. Европейская комиссия за демократию через право — «Венецианская комиссия» — с изменениями
  4. Группа государств против коррупции — «ГРЕКО» и статут «ГРЕКО»

Источник: https://coe.mid.ru/konvencii

Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (ETS N 002) (рус., англ.), Международное соглашение от 02 сентября 1949 года №002

Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы

________________* Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 28 февраля 1996 года.Российская Федерация присоединилась к Генеральному соглашению (см. Федеральный закон РФ от 23 февраля 1996 года N 20-ФЗ)

См. также Протокол от 6 ноября 1952 года N 010, Второй протокол от 15 декабря 1956 года N 022, Четвертый протокол от 16 декабря 1961 года N 036, Пятый протокол от 18 июня 1990 года N 137, Шестой протокол от 5 марта 1996 года N 162.

  • Правительства Королевства Бельгии, Королевства Дании, Французской Республики, Королевства Греции, Ирландской Республики, Итальянской Республики, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Королевства Норвегии, Королевства Швеции, Турецкой Республики и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии,
  • учитывая, что положения пункта а) статьи 40 Устава Совета Европы предусматривают, что Совет Европы, представители Членов и Секретариат Совета Европы пользуются на территории своих Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения их функций,
  • учитывая, что положения пункта b) вышеупомянутой статьи предусматривают, что Члены Совета Европы взяли на себя обязательство заключить соглашение с целью выполнения положений указанного пункта,
  • учитывая, что во исполнение вышеупомянутого пункта b) Комитет министров рекомендовал правительствам Членов принять нижеследующие положения,

договорились о следующем:

Часть I. Правосубъектность — правоспособность

Совет Европы является юридическим лицом. Он правомочен заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им и возбуждать дела в суде.

В этих вопросах от имени Совета Европы выступает Генеральный секретарь.

Генеральный секретарь всегда сотрудничает с компетентными органами Членов в целях содействия надлежащему отправлению правосудия, обеспечения соблюдения положений, касающихся полиции, и предотвращения совершения каких бы то ни было злоупотреблений в отношении привилегий, иммунитетов, изъятий и льгот, перечисленных в настоящем Соглашении.

Часть II. Имущество, фонды и активы

Совет, его имущество и активы, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме конкретных случаев, когда Комитет министров в явно выраженной форме отказывается от такого иммунитета. Однако при этом понимается, что никакой отказ от иммунитета не распространяется на судебно-принудительные и судебно-исполнительные меры.

Здания и помещения Совета неприкосновенны. Его имущество и активы, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо другой форме вмешательства путем административных, судебных и законодательных действий.

  1. Архивы Совета и все документы, принадлежащие ему или находящиеся в его распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились.
  2. Не будучи ограниченными финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода:
  3. а) Совет может располагать любой валютой и иметь счета в любой валюте;
  4. b) Совет может свободно переводить свои фонды из одной страны в другую или в пределах любой страны и обращать любую валюту, находящуюся в его распоряжении, в любую другую валюту;
  5. с) при пользовании своими правами согласно предшествующим подпунктам а) и b) Совет Европы должен считаться с любыми представлениями со стороны правительства каждого Члена Совета в той мере, в которой Совет признает, что такие представления могут быть приняты во внимание без ущерба для интересов Совета.
  6. Совет, его активы, доходы и другая собственность освобождаются от:
  7. а) всех прямых налогов; однако Совет не будет требовать освобождения от налогов, выплат и сборов, которые в действительности являются оплатой предоставляемого коммунального обслуживания;
  8. b) всех таможенных сборов, импортных и экспортных ограничений, а также ограничений в отношении предметов, предназначенных для служебного пользования; предметы, ввозимые в изъятие из общих правил, будут продаваться на территории страны, в которую они ввезены не иначе как на условиях, согласованных с правительством этой страны;
  9. с) всех таможенных сборов, импортных и экспортных запретов и ограничений в отношении собственных изданий.

Часть III. Средства связи

  • Для своих официальных средств связи Комитет министров и Генеральный секретарь пользуются на территории каждого Члена не менее благоприятными условиями, чем те, которые этот Член предоставляет дипломатическим миссиям любого другого правительства.
  • Официальная корреспонденция и любые иные официальные сообщения Комитета министров и Секретариата не подлежат цензуре.

Часть IV. Представители членов в Комитете Министров

  1. Представителям в Комитете министров при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно предоставляются следующие привилегии и иммунитеты:
  2. а) иммунитеты от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в официальном качестве;
  3. b) неприкосновенностью всех бумаг и документов;
  4. с) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ;
  5. d) изъятие их самих и их жен из ограничений по иммиграции и регистрации иностранцев в стране, в которой они временно пребывают или через которую они проезжают при исполнении своих служебных обязанностей;
  6. е) те же льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств соответствующего ранга;
  7. f) те же иммунитеты и льготы в отношении своего личного багажа, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств соответствующего ранга.
  8. Для обеспечения представителям в Комитете министров полной свободы слова и полной независимости при исполнении ими служебных обязанностей им продолжает предоставляться судебно-процессуальный иммунитет в отношении сказанного или написанного ими, а также в отношении всех действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей после того, как лица, которых это касается, уже не исполняют подобные обязанности.

Привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой Комитета министров. Поэтому Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению Члена Организации, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен.

а) Положения статей 9, 10 и 11 не применяются в отношении властей страны, гражданином которой является данное лицо или представителем которой он является или являлся.

b) В статьях 9, 10, 11 и 12 а) выше понятие «представители» включает всех делегатов, их заместителей, советников, технических экспертов и секретарей делегаций.

Часть V. Представители в Консультативной Ассамблее

  • Никакие административные или иные ограничения не могут быть установлены в отношении беспрепятственного проезда представителей в Консультативной Ассамблее и их заместителей к месту проведения встречи и их возвращения.
  • В сфере таможенного контроля и соблюдения валютного режима представителям и их заместителям предоставляются:
  • а) их собственным правительством — те же льготы, какими пользуются старшие должностные лица, временно выезжающие за границу по служебной необходимости;
  • b) правительствами других Членов Организации — те же льготы, какими пользуются представители иностранных правительств, временно выполняющие свои должностные обязанности.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/1900999

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector