Посистемное развитие ребенка

Хомышинец Марьяна Романовна

Воспитатель, МБДОУ д/с №11, г. Североморск, Мурманская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хомышинец М.Р. Использование метода технологии ТРИЗ «Системный оператор» в развитии познавательной активности к миру природы у детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 11.01.2020).

  • Заказ № 39394
  • С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов.
  • И мы, взрослые должны им в этом помочь – сформировать у детей такое качество мышления, как системность – способность ребенка воспринимать любой предмет, который он познает всесторонне, во всем многообразии связей.
  • Наша задача в том и состоит, чтобы помочь ребенку познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам.

Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗе он называется «Системный оператор». Он позволяет заглянуть в историю создания, например, игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.

Посистемное развитие ребенка

В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:

В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить   на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?

  1. В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы   рассказать: какое оно, из чего состоит?
  2. В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?
  3. В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.
  4. В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.
  5. В окошке № 6 – где он жил в прошлом.
  6. В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем.
  7. В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.
  8. В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.
  9. В старшем дошкольном возрасте начинаем работу с полной версии «системного оператора» — «девятиэкранника», с помощью которого мы развиваем у детей системное мышление и учим познавать окружающий мир и мир природы.
  10. Составляя «Волшебный экран», мы с детьми играем. Но выполняя игровые действия, мы обязательно соблюдаем алгоритм деятельности – «мыслительные шаги»:
  11. — выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
  12. — определяется подсистема природного объекта (дети определяют, из каких частей он состоит);
  13. — определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится);
  14. — рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясняем историю возникновения данного объекта);

— рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.)

Игра «Яблонька» (рассматривание задуманного объекта)Посистемное развитие ребенка

— что это? (дерево) Какое оно? (красивое, живое — что делает?)

  • — из чего состоит?
  • — где находится (варианты ответов)
  • — чем дерево было в прошлом?
  • — где оно могло находиться?
  • — раз мы уже знаем, что это яблоня, какой она станет весной (цветущей), и у нее появятся (цветы), а какой она станет осенью (плодоносящей) и – яблоки.

— яблоки так и останутся на дереве? (варианты ответов).

Итак, в старшем возрасте мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.

Но также эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, какие задачи нам необходимо решить.  И открывать только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели. При этом достаточно рассмотреть систему только по вертикали, или по горизонтали, открывая по три и даже два «окошка».

Старшие дети уже хорошо владеют системным оператором, и когда мы им предлагаем игры на определение под-системных связей, то эти экраны они заполняют довольно легко.

«Разбирая» любой объект на составляющие элементы, легко поддерживать у детей интерес к познанию объектов живой и неживой природы. Также у них расширяются и обогащаются знания о назначении, рассматриваемых объектов.

Определение под-системных связей позволяет подробно описать внешний вид объекта.

  1. Игра «Лиса» (описание внешнего вида животного)Посистемное развитие ребенка
  2. Загадка о лисе.
  3. Хвост пушистый, мех золотистый, 
  4. В лесу живет, в деревне кур крадет.
  5. Из загадки уже понятно, где лиса живет и чем занимается, но подробно описать внешний вида животного нам поможет подсистема:

Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие, хвост длинный и пушистый.  Хвост для лисы, как руль, помогает на поворотах, когда охотится на мышей и мелких грызунов. На кончике хвоста мех у лисы белый.

Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей.

На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.

  • Игры на выявление над-системных связей помогают определить и закрепить среду обитания живых объектов и их местонахождение.Посистемное развитие ребенка
  • Дети любят играть в эту игру и легко называют –
  • где объект живет или может находиться.
  • Игра «Слон» (определение среды обитания и местонахождения)
  • — где слон живет? (в Африке, в Индии)
  • — а где он может находиться? (цирке, зоопарке)
  • Игры на выявление прошлого и будущего объекта формируют у детей представления о том, что все живое растет и развивается, а также знакомят их с этапами жизненного цикла (сейчас, раньше, в будущем).
  • Игра «Я расту» («Лягушонок»)
  1. Если мы рассмотрим что-то…
  2. Это что-то для чего-то…
  3. Это что-то из чего-то…
  4. Это что-то часть чего-то…
  5. Чем-то было это что-то…
  6. Что-то будет с этим что-то…
  7. Что-то ты сейчас возьми, на экране посмотри!
  8. В результате работы по использованию технологии ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников у детей:
  9. — развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
  10. — формируется системное представление об окружающем мире;
  11. — растет словарный запас, развиваются творческие способности.
  12. ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, поддерживает их интерес к познанию мира природы.
  13. Литература.
  1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003. 128 с.
  2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду, Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 112 с.
  3. Никашин А.И., Страунинг А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии, Ростов-на-Дону, 1991.

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/629-ispolzovanie-metoda-tehnologii-triz-sistemnyi-operator-v-razvitii-poznavatelnoi-aktivnosti-k-miru-prirody-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

Системное недоразвитие речи – степени, симптомы и особенности

Посистемное развитие ребенка

При условии нормального речевого развития пятилетний ребенок полноценно владеет развернутой речью, умело орудует разнообразными конструкциями сложных, длинных предложений, фраз, имеет достаточный, необходимый для правильного выражения мыслей и желаний, словарный запас. Если же такие процессы нарушаются, может иметь место системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи (СНР) представляет целый комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых составляющих – грамматики, фонематики, лексики, а также звуковой части лексикона. В некоторых ситуациях системное недоразвитие речи у ребенка может быть симптомом более тяжелого и опасного состояния – патологии психоэмоционального развития.

Задержка речевого развития (ЗРР)

СНР всегда сопровождается нарушениями в процессе функционирования важнейших механизмов речевой системы – аномальным формированием грамматического состава, низким показателем осваивания морфологической составляющей речи. В зависимости от степени выраженности и сложности конкретного речевого нарушения в логопедии выделяется задержка речевого развития и общее недоразвитие речи.

  • Задержка речевого развития – это овладение основными навыками речи несколько позже общепринятой в логопедии нормы. Чаще всего такой диагноз ставится детям в возрасте до 4-6 лет.
  • Общее недоразвитие речевого аппарата – диагностируется у маленького пациента, перешагнувшего 5-летний возраст.

Задержка развития речевой системы у детей в большинстве случаев имеет связь с серьезными патологическими состояниями: проблемами слуха, аутизмом, детским церебральным параличом, а также при умственной отсталости и при зпр (задержке психического развития).

Характерные симптомы задержки развития речи у ребенка могут отличаться в зависимости от его возрастной категории:

  • Малыш до 12 месяцев практически не выдает никаких звукосочетаний, вяло реагирует на слова окружающих.
  • У ребенка нарушены процессы жестикуляции и мелкой моторики – например, он не показывает пальцем на маму при вопросе «Где мама?».
  • При достижении полуторагодовалого возраста ребенок не пытается имитировать звуки и слова близких людей.
  • Дети в возрасте от 1,5 до 2 лет не могут четко и спонтанно, по собственному желанию выговаривать какие-либо слова и словосочетания.
  • У мальчика или девочки может быть достаточно необычный тембр голоса – слишком писклявый, хриплый.

При нормальном развитии речи у ребенка считается, что родители, которые постоянно общаются с ним, понимают все слова своего малыша. В 2 года нормой считается ½ всего детского лексикона, в 3 года – 2/3, в 4 года все слова ребенка должны быть поняты.

Симптомы и причины недоразвития речи

Посистемное развитие ребенка

СНР диагностируется у детей старше 5 лет и представляет собой разновидность речевой патологии, при которой у ребенка диагностируются тяжелые отклонения процесса формирования всех основных составляющих языкового аппарата – фонетики, грамматики, лексики.

Основные симптомы нарушений речевой системы:

  • Свое первое, четкое и осознанное слово ребенок говорит намного позже нормы – в 4-летнем или 5-летнем возрасте.
  • Детская речь отличается аграмматичностью и неправильным фонетическим оформлением.
  • Наблюдается сильный диссонанс между экспрессивной и импрессивной речью – это означает, что ребенок может нормально воспринимать фразы и слова других людей, но не может самостоятельно высказать свою мысль.
  • В более старшем возрасте, после 5-6 лет, речь ребенка остается невнятной и малопонятной даже родителям.

Причины развития патологий речевого аппарата могут быть достаточно многочисленными. Выделяют ряд вредоносных факторов внутреннего и внешнего воздействия, которые оказывают негативное воздействие на организм и приводят к развитию серьезных патологических процессов.

Причины внутреннего характера:

  • Болезни женщины на протяжении беременности, аборты, гинекологические проблемы, сильный токсикоз, сахарный диабет, первые роды в слишком молодом или зрелом возрасте, употребление спиртного и курение во время вынашивания ребенка.
  • Гипоксия плода – его недостаточное снабжение кислородом на протяжении внутриутробного периода, что приводит к тяжелым патологиям развития.
  • Нарушения функций головного мозга, полученные в результате родовой травмы.

Причины внешнего происхождения чаще всего связны с различными заболеваниями непосредственно самого ребенка – астенией, детским церебральным параличом, рахитом, тяжелыми патологиями центральной нервной системы. К тяжелым речевым нарушениям могут привести даже обычные простудные заболевания и их осложнения.

Также к недоразвитию речевого аппарата у ребенка приводит неблагоприятная окружающая обстановка – частые ссоры в семье, отсутствие внимания к детям со стороны родителей, минимальное общение с ребенком. Вред может нанести не только недостаток общения с крохой, но и постоянное сюсюканье, в результате чего малыш учится неправильно произносить звуки и отдельные слова.

Степени системного недоразвития

Посистемное развитие ребенка

Системное недоразвитие речи имеет различный уровень выраженности – от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера до полного отсутствия умения формировать длинные, сложные предложения если системное недоразвитие речи тяжелой степени. Выделяется 3 основные степени патологии, каждая из которых имеет свои характерные особенности.

СНР легкой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Имеет место незначительно проявляющаяся дисграфия;
  • Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят незначительный характер;
  • Фонематическое восприятие, фонематический анализ и воспроизведение в целом без дефектов, сложности выявляются лишь при определении количества и последовательности фонем при сложном речевом материале;
  • Словарный запас не богатый относительно возраста;
  • При пересказе выявляется основная смысловая линия, имеется небольшие пропуски незначительных смысловых линий, могут быть потеряны смысловые отношения;
  • В разговорной неподготовленной речи выделяются незначительные аграмматизмы, при специальном исследовании определяются неточности в употреблении сложных предлогов;
  • Нарушения сложных форм словообразования, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественных чисел.
Читайте также:  Кашель у лежачих пожилых людей

СНР средней степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушено произношение только одной группы звуков;
  • Недоразвитие фонематического слуха и фонематического анализа (в зависимости от сложности речевого материала, трудности фонематический анализа увеличиваются);
  • Аграмматизмы проявляются в усложненных типах словоизменения (согласование родов и падежей). Ребенок не понимает и не пользуется различными формами рода, падежа и формы, не может употреблять сложные слова, которые присутствуют в его бытовой жизни. Малыш может называть все элементы одного предмета его полным названием – например, карман, воротник, рукав и пуговицу он называет «кофта».

СНР тяжелой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушаются одновременно две или более групп звуков, например, шипящие и звонкие или свистящие, сонорные и звонкие.;
  • Несформированность словообразования;
  • При незначительном объеме пассивного словаря ребенок пытается одним звуком называть несколько предметов или явлений;
  • Сильное недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и воспроизведения (и сложных и простых форм);
  • Выраженные проблемы с формированием и восприятием предложений, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования (неправильное употребление форм, чисел и падежей слов);
  • Сильное нарушение восприятия речи;
  • Отсутствие связной речи или сильное ее недоразвитие.

Недоразвитие речи при умственной отсталости

В некоторых случаях системное недоразвитие речи тяжелой степени развивается на фоне умственной отсталости.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой сбой в нормальном процессе психического развития.

При таком сбое некоторые психоэмоциональные функции значительно отстают от среднестатистических норм, применяемых для конкретной возрастной категории. К таким функциям относится речевой аппарат, память, мышление.

Характерные признаки задержки психического развития у детей:

  • отсутствие осознанной воли,
  • нарушения памяти,
  • сниженная концентрация внимания,
  • повышенная двигательная активность,
  • невозможность сосредотачиваться на одном предмете.

При умственной отсталости развитие языковой системы также замедляется и существенно отстает от общепринятой нормы.

Лечение СНР у детей

Посистемное развитие ребенка

Лечение системного недоразвития речи у детей назначается врачом-логопедом. Сегодня для устранения нарушения применяются передовые методики, суть которых направлена на развитие понимания речевых основ, активизацию подражательной деятельности в виде повторения определенных звуков и слов. Это позволяет в достаточной степени натренировать мышление, память и внимание.

В процессе лечения речевых нарушений обязательно проводится тщательное изучение слов в разных грамматических формах, построение сложноподчиненных предложений, количество слов в которых постепенно возрастает. С помощью логопеда малыш учится не только давать правильные, внятные и разборчивые ответы на самые разные вопросы, но и самостоятельно задавать их, формулируя предложение с предлогами и прилагательными.

Для обучения и лечения малышей с различными степенями системного недоразвития речи применяются интересные, познавательные методики, которые заинтересуют маленького пациента.

Например, изучение предметов, действий и явлений по ярким и красочным картинкам.

Кроме того, именно по картинкам дети учатся находить различия и выделять конкретные качества каждого предмета – большой и маленький, черный и белый, мягкий и твердый.

Нарушения речи у мальчика или девочки – проблема достаточно серьезная, но имеющая благоприятные прогнозы. Успешность и эффективность лечебного процесса напрямую зависит от упорности и регулярности занятий с логопедом.

Для устранения системного недоразвития речи может потребоваться достаточное продолжительное время – от нескольких месяцев (при системном недоразвитии речи 1 уровня) до 3-4 лет (если системное недоразвитие речи тяжелой степени).

Терпение, усердие и упорство – и речь ребенка станет идеально правильной с лексической, фонетической и грамматической точки зрения.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/sistemnoe-nedorazvitie-rechi.html

Зачем и как развивать системное мышление у ребенка

Как ни старайся, мы не сможем впихнуть в голову ребенка абсолютно все знания об окружающем мире. Но, к счастью, этого и не требуется. Важнее не загрузить ребенка информацией, а научить его с информацией работать.

Мы не сможем дать ребенку готовые инструкции по выходу из любой ситуации – жизнь гораздо богаче на события, чем рисует наше воображение. Но в наших силах научить ребенка искать недостающую информацию, анализировать ее и на основе анализа принимать решения.

Как сказал Мишель Монтень: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

Для развития лучше давать меньше знаний, но в системе, формируя, таким образом, привычку искать и устанавливать связи между отдельными элементами. Однако взрослые часто дают ребенку информацию фрагментарно, как конечный, ни с чем не связанный факт.

Приведу такой пример. Соседская девочка Кристина сообщает мне о планах на вечер:

– Мы с мамой сегодня пойдем на день рождения. Я только не очень помню, к кому. То есть я знаю, к кому мы пойдем, но будет ли день рождения тети, дяди или брата, я не помню. Но торт будет обязательно!

С пониманием киваю. Торт – это очень важно. А Кристина восторженно продолжает:

– У меня так смешно: день рождения всегда весной. У других бывает летом, зимой, осенью. А у меня всегда весной. Каждый год весной получается, и ни разу даже осенью!

В восприятии семилетней Кристины день рождения – это просто праздник конкретного человека, не привязанный к строго определенной дате и конкретному факту появления на свет. Как-то эту взаимосвязь ей объяснить забыли.

Так, кстати, часто бывает: взрослые скажут что-то с высоты своего опыта и своих знаний в полной уверенности, что ребенок их понял нужным образом. А у ребенка в голове совсем другая картина выстраивается.

Вот и у Кристины относительно дня рождения получилась мешанина из случайных чисел.

Это дидактическая ошибка. Нельзя формировать хоть временное, но ложное представление. Знания нужно давать в системе. Не просто выдавать информацию по кусочкам, а показывать, как этот кусочек соотносится с целым, с уже известным.

Представьте, что будет, если показать ребенку картинку с хоботом слона и сказать: «Это хобот», – а с остальными частями тела животного познакомить только через год. Возможно, что некоторое время маленький ребенок будет думать, что хобот – это самостоятельное животное, похожее на удава. Потом, конечно, он все поймет, когда получит остальные фрагменты целостной картинки.

Казалось бы, ничего страшного. Но при таком подходе системность мышления не формируется. У человека, привыкшего получать знания в разрозненном виде, без установления взаимосвязей, без понимания соотношения части и целого, не формируется потребность в выстраивании целостной картины. Он не будет фанатично искать недостающие элементы системы и задавать проясняющие вопросы.

Есть то, есть это, а как это связано с тем – его не волнует… Системность – важный дидактический принцип, суть которого хорошо отражена в философском тезисе: «Целое больше суммы своих частей».

При фрагментарном подходе ребенок знает, что есть день, есть ночь, есть солнце и луна. И удивляется: «Зачем глупое солнце светит днем, когда и так светло? Светило бы, как луна, ночью, было бы больше пользы». При системном подходе ребенку помогают установить правильную причинно-следственную связь: днем светло, потому что в этот момент наш участок Земли освещен Солнцем.

При фрагментарном подходе ребенок считает, что волк плохой, потому что съедает хорошего зайчика. При системном подходе ребенок понимает, что волк и зайчик – звенья пищевой цепочки.

При фрагментарном подходе ребенок заучивает домашний адрес: «Улица Пушкина» – и спорит, что он живет на улице Пушкина, а не в Екатеринбурге. При системном подходе ребенок знает, что улица Пушкина находится в Екатеринбурге, а Екатеринбург – город в России. Он легко встроит в эту систему любой город мира по критерию «находится в России или нет». Теория множеств для дошкольников? Легко!

При фрагментарном подходе ребенок зубрит таблицу сложения как странный стих без рифмы.

При системном – понимает общий принцип и сам доходит до операции умножения, радостно сообщая однажды: «Сто раз по сто – это десять тысяч!» В пять лет реально даже начинать знакомить с понятием возведения в степень. (Если уж пытливый детский ум своими вопросами до этого доведет.

) Мой пятилетний сын Сашка вместо «очень-очень много» говорил «додекальон», имея в виду 10 в степени 39. А я в его годы никак не могла понять, почему не существует самого большого числа.

При системном подходе новая информация дается обязательно с опорой на уже существующую, и при этом объясняется, как новое связано с уже известным.

Когда вы знакомите ребенка с новым понятием, обязательно помогите ему выстроить связи с тем, что уже есть в системе его знаний.

1. Дать этому название. В дальнейшем сформируется узнавание.

2. Рассказать, откуда это взялось. Установление причинно-следственных связей.

3. Рассказать, зачем это нужно, кому это нужно, как можно это использовать. Функциональность объекта.

4. Дать более общее понятие. Рассказать о надсистеме, то есть о множестве, куда входит этот объект. Обобщение.

5. Рассказать о подсистеме, о составных частях объекта. Из чего он состоит. Умение видеть части целого.

6. Рассказать о связях с другими объектами. Установление сходства и отличий.

Системное мышление в младшем дошкольном возрасте – это умение соотносить часть и целое, искать сходства и отличия, уметь обобщать и понимать простые причинно-следственные связи.

Лужа – она ведь не сама по себе лужа, а потому что прошел дождь. И исчезнет лужа не потому, что ей так захотелось, а потому, что ее высушат солнце и ветер.

Точно так же дома можно высушить капли воды на поверхности стола, если на них дуть. Эксперименты и аналогии в дошкольном возрасте? Легко!

Ребенок принес вам одуванчик. Кроме «спасибо», скажите, как называется этот похожий на солнышко цветок. Отметьте, какой он красивый, как приятно на него смотреть. Объясните, что вырос одуванчик из маленького семени. Когда одуванчик отцветает, он становится похожим на пушистый белый шарик. Если подуть на такой шарик, семена полетят в разные стороны.

Если ребенок уже знает, что такое парашют, можно сравнить семена одуванчика с парашютом, поискать сходство. Еще можно рассказать ребенку, какие животные из известных ему едят одуванчики (черепаха, например). Познакомьте ребенка с надсистемой: одуванчик – это цветок, цветы – это растения.

Расскажите о подсистеме: у одуванчика есть головка, стебель, листочки, корешок.

Расскажите о связях с другими объектами, знакомыми ребенку. Например, ромашка – это тоже цветок, как и одуванчик. Что у них общего? Чем они отличаются? Понятно, что чем старше ребенок, тем больше связей он может выстраивать. Если, конечно, его этому постепенно учить.

Давайте разберем еще один пример. Кот. Предположим, вы встретили кота на прогулке. Кто это? (Дать название.) Что у него есть? (Лапы, хвост, глаза, уши и так далее.) Какой он? (Белый, с черным ухом, пушистый, худой, с грязными лапами.) Где он живет? (Этот кот домашний или, наоборот, бездомный.) Как он вообще появился? (Родился у кошки.

У всех зверей есть свои мамы. Кот – зверь. Мама кота – кошка.) Поговорите о связях с другими животными, о которых ребенок уже знает, о сходствах и отличиях. (Собака тоже зверь. У нее тоже четыре лапы и хвост. А чем она отличается от кота? Чем кот похож на тигра? А отличается от него чем?).

Источник: https://infourok.ru/user/novoselskaya-ekaterina-sergeevna/blog/zachem-i-kak-razvivat-sistemnoe-mishlenie-u-rebenka-39229.html

Системное мышление, зачем, когда и как развивать у детей

В жизни важно развитое логическое, образное, аналитическое мышления, но системное мышление так же важно. Логика, как раз позволяет нам делить информацию на отдельные элементы, а системное мышление позволяет искать бесконечные варианты их взаимодействия и ориентироваться в них.

Что такое системное мышление

Системное мышление в дошкольном возрасте – это умение соотносить часть и целое, искать сходства и отличия, уметь обобщать и понимать простые причинно-следственные связи.

Как понять, что системное мышление развито?

  • — ребенок воспринимает систему целиком и видит в ней связи ее компонентов.
  • Например: Смена времен года-это система, а сами времена года, природные явления, характерные лету, зиме, весне или осени их компоненты.
  • — ребенок видит закономерность процессов;
  • -ребенок видит систему целиком и в мельчайших ее компонентов.

Например, все те же времена года-это система, компоненты: природные явления, одежда людей, поведение животных и природы, одежда людей и т.д.

— ребенок может быстро переключаться с одного предмета на другой.

— ребенок умеет сравнивать, анализировать.

Зачем развивать системное мышление?

Готовность к школе включается в себя различные компоненты, такие как: мотивация к обучению, умение общаться, самоконтроль, умственное развитие и т.д. А для достаточно высоких умственных способностей ребенка необходимо развитое мышление, в том числе и системное.

Когда развивать системное мышление?

Начинать можно уже с раннего детства.

Как развивать системное мышление?

Различные занятия с ребенком развивают, в том числе и мышление ребенка (например, чтение, рисование, лепка, конструирование и т.д.). А если с ним проводить специальные занятия, то развитие проходит гораздо быстрее и эффективнее.

  1. Занятия должны проходить в игровой форме, без принуждения и систематически.
  2. Для того чтобы развить системное мышление у ребенка нужно научить его: выделять главное; видеть не только целое, но и детали; самостоятельно делать выводы; видеть решение ситуации и их последствия; решать творческие задачи (опыты и эксперименты); уметь находить разные пути решения ситуаций; а так же развитое воображение и хороший кругозор.
  3. Знакомство ребенка с новой информацией должно проходить по следующему плану:

1. Название.

2. Откуда взялось.

3. Зачем и кому нужно.

4. Рассказать о надсистеме (т.е. куда входит), обобщить.

5. Рассказать о подсистеме (составляющие).

6.Установить связи с другими предметами.

Например, вы увидели на улице воробья, ребенок заинтересовался им. Расскажите, когда-то воробей вылупился из яйца и был маленьким птенчиком. Родители кормили его мошками, комарами, гусеницами. Затем родители научили его летать.

  • Воробьи живут и в городе и в деревне, поближе к людям, в теплые края зимовать не улетают.
  • Это дружные птицы, живут стайками и помогают друг другу во время опасности, делятся с другими, если найдут много корма.
  • Воробей это птица, в мире очень много птиц, они отличаются от других тем, что у них есть крылья, клюв и перья.

В ходе рассказа задавайте вопросы ребенку, например, почему воробьи селятся рядом с людьми, в чем сходство и различие с другими птицами и т.д.

Игры на развитие системного мышления

«Закончи слово»

Взрослый говорит первый слог, а ребенок должен произнести все слово. Можно усложнить задачу, придумывать не одно слово, а сколько сможет.

«Пофантазируй»

Если на земле закончатся все ручки (или например учебники, спички, пуговицы), чем можно их заменить? Карандашами, фломастерами, кистями и т.д. В ходе игры учатся находить резервы предметов.

«Один или много»

Игра учит находить в одном предмете составные части.

Например: Сколько у меня в руке книг? (Одна) А сколько в ней листов? (Много) Сколько букв в книге? (Очень много).

  1. «Главное в предмете»
  2. Цель игры научиться определять главную функцию в предмете.
  3. Например: Игла — тонкая, острая, умеет шить.
  4. «Беги ко мне»

Подвижная игра, подходит для 3х и более игроков. Помогает научиться классифицировать предметы по разным признакам: форма, цвет, размер, назначение, количество.

Для игры нужны цветные картинки с изображением различных предметов. Дети бегают по кругу, взрослый говорит «Раз, два, три ко мне беги, если твой предмет имеет синий цвет» и так далее меняя все время признак.

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/sistemnoe-myshlenie-zachem-kogda-i-kak-razvivat-u-detei-5ddc222d9923d90f1e843e11?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3168721579.667.1576385148554.45670&integration=publishers_platform_yandex

Проект "формирование системного мышления у детей дошкольного возраста"

Развитие качеств творческой личности и формирование системного мышления дошкольников средствами технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики и, которые проявляются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной и других. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность).

  • Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
  • Цели ТРИЗ -не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способных понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
  • Системное мышление по отношению к объекту — это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:
  • выбирать объект и определять его функцию;
  • определять линию развития как собственно объекта, так и его функции;
  • выявлять составляющие объекта;
  • определять основания построения классификационной структуры, в которой находится объект;
  • осуществлять сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам, строить связи.

Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строиться с учетом формирования каждого составляющего: объект — функция (ресурсы); объект — подсистема; объект — надсистема; развитие объекта во времени; сравнение систем по ряду признаков. Итогом обучения является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира.

Самая главная цель, которую ставит перед собой педагог — формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

  1. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
  2. Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра.

Рукводитель проекта: педагог-психолог Кондрухова О.В.

  • Участники: воспитатели зданий № 5,6
  • Мамедова Нурлана Акифовна Ильина Ольга Сергеевна Языкова Ольга Константиновна Соколова Ирина Васильевна Сазонова Галина Викторовна
  • Шушаева Татьяна Петровна
  • Подробнее:

Источник: https://sch514u.mskobr.ru/dou_edu/zdanie_6/obrazovanie/kabinet_psihologa/proekt_formirovanie_sistemnogo_myshleniya_u_detej_doshkol_nogo_vozrasta/

Еще раз о системном мышлении

Любой предмет является системой, так как он состоит из частей, а эти части взаимодействуют. Мы живем в мире систем, все, с чем мы взаимодействуем, является системой или частью системы, все взаимосвязано.

ТРИЗ основана на системном подходе, на глубоком изучении системы, которую надо улучшить. Не зная систему, нельзя ее улучшить. Системный подход предполагает всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность.

О развитии системного мышления у детей и пойдет речь.

Мы начинаем развивать системное мышление у детей очень рано, по сути любое занятие, любая книга, рассказывающая об окружающем мире, уже развивает такое мышление. Например, говоря о грибах нельзя не сказать, что они растут в лесу.

В данном случае лес – это система, а гриб – элемент системы. И так во всем. Уже лет с 3-4 можно заниматься развитием системного мышления более конкретно. Существует множество игр, которые призваны в этом помочь.

Приведем примеры и предложим материалы.

Идеи игр взяты с сайта http://www.trizminsk.org/

Игры на изменение функций и свойств объектов во времени. Система во времени.

Как это было.Ребенку предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию.

семечко — росток — цветок с бутоном — раскрывшийся цветок

Был. Есть. Будет.Мама называет объект. Ребенок перечисляет его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например яблоко:сейчас — сладкое, сочное, красное… было — зелёное, кислое, терпкое…

будет — сухое, сморщенное, червивое.

Что было? Что будет?Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Нужно разложить.

Например: Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

Игры на выстраивание подсистемных и надсистемных связей.

Целью данного блока игр является анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

Волшебный мешочек.В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.Мама по перечисленным свойствам отгадывает этот объект. Меняемся ролями.

Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

Ты мой кусочекМама называет целое, а ребенок — части. Меняемся ролями. Например, мама -озеро, ребенок — берег, дно, вода и т.д.

Выбери нужноеДанная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Мама называет какое-либо свойство по любому признаку, а ребенок должен выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.

Волшебная дорожкаИгра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4-х классов на одну игру: например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывается 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Ребенок должен найти общий для выложенных предметов признак.

РазведчикиДля игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок.

По команде: «Разведчики, вперёд!» ребенок должен выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д.

Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, диалектических законов развития материального мира.

«Природный мир бывает разный»Материал: картинки с изображением природных объектов.

Ход игры: ребенку предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.

«Мир вокруг нас» Материал: глобус, графическая «модель мира» — круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую), предметные картинки (до 20 шт.).

Ход игры: ребенку представляется глобус (карта), выясняется, что по форме планета круглая, по цвету — многоцветная, по составляющим — много всего, по размеру — огромная.

Далее мама на столе располагает «модель мира» и предметные картинки, объясняет, что голубая часть — природный мир, белая — рукотворный.

Ребенок должен распределить картинки в кругу. Например: цветок — в голубую часть, это природа. Автомобиль — в белую, это рукотворный мир.

«Я знаю»Материал: мяч.Ход игры: подбрасывают мяч и говорят «Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.

Читайте также:  Сироп Кленбутерол от какого кашля: описание и инструкция по применению препарата

Второй вариант: мама бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы -«Звери». Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.

«Съедобное — несъедобное»Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.Материал: мяч.

Ход игры: водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.

«Рыбы — птицы — звери»Материал: мяч.

Ход игры: мама бросает мяч ребенку и произносит слово «птица». Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей».

«Хорошо — плохо»Ход игры: мама называет природное явление или объект, а ребенок сначала перечисляет его полезные свойства, а потом — вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.

«Летает, плавает, бегает»Материал: мяч.Ход игры: мама бросает мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его маме, называя способ передвижения этого объекта.Например: зайчик — бегает, ворона — летает, карась — плавает.

Усложнение — называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука — природный мир, плавает; самолёт — рукотворный мир, летает.

Конечно, в предложенные игры хорошо играть как бы между прочим, они не занимают много времени. Но для начала нужно выделять на них время и специально подготовится, чтобы ничего не забыть.

Например, выписать на лист бумаги пару игр и правила игры, подобрать несколько тематических картинок. А затем в подходящий момент предложить поиграть в новую игру. Мы подготовили дидактический материал к описанным играм.

Скачать его можно по этой ссылке.

Источник: http://school-baby.ru/index.php/tematicheskie-zanyatiya/triz/85-eshche-raz-o-sistemnom-myshlenii

Материал по теме: Игры и тренинги для развития у детей системного мышления. | Социальная сеть работников образования

Игры и тренинги для развития у детей системного мышления.

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и его родителей.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные воспитатели.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога.

Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.

Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.

Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

  • Игра «Закончи слово»
  • Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.
  • «Отгадай, что я хочу сказать»
  • Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.
  • Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.
  • Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.
  • Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
  • Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Яблоко, слива, огурец, груша.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.
  4. Береза, дуб, земляника, сосна.
  5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
  6. Хлеб, молоко, творог, сметана.
  7. Час, минута, лето, секунда.
  8. Ласточка, ворона, курица, сорока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
  2. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  3. Назови слова, обозначающие зверей.
  4. Назови слова, обозначающие овощи.
  5. Назови слова, обозначающие фрукты.
  6. Назови слова, обозначающие транспорт.
  7. Назови слова, относящиеся к спорту.
  8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».Можно использовать следующие пары слов:

Веселый     –     грустныйБыстрый     –    медленныйПустой        –    полныйХудой         –     толстыйУмный        –    глупыйТяжелый     –    легкийХрабрый     –    трусливыйТвердый      –    мягкий

Шершавый  –    гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.Поезд летит по небу.Человек вьет гнездо.Почтальон принес письмо.Яблоко соленое.Дом пошел гулять.Волк бродит по лесу.На дереве выросли шишки.Кошка гуляет по крыше.Собака гуляет по крыше.Девочка рисует домик.Лодка плавает по небу.Ночью светит солнце.Зимой идет снег.Зимой гремит гром.Рыба поет песни.

Ветер качает деревья

  1. Игра «Угадай по описанию»
  2. Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.
  3. Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

  • Игра «Кто кем будет»
  • Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»
  • Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

  1. Игра «Что внутри?»
  2. Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:дом – стол; шкаф – свитер; холодильник – кефир; тумбочка – книжкакастрюля – суп; дупло – белка; улей – пчелы;нора – лиса;автобус – пассажиры; корабль – матросы;больница – врачи,

магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название.

Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать.

В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

  • Памятка
  • Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/03/05/igry-i-treningi-dlya-razvitiya-u-detey-sistemnogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector