Иммунитет приобретенный в результате введения лечебной сыворотки или предупредительной прививки

Скачать .pdf Главная → ОГЭ → Биология

При выполнении заданий 1–22 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.

Какие превращения веществ могут происходить в организме человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • 1) гликогена в глюкозу
  • 2) жиров в белки
  • 3) гормонов в ферменты
  • 4) жиров в углеводы
  • 5) гормонов в витамины
  • 6) углеводов в жиры

Известно, что мукор — род низших плесневых грибов.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  1. 1) Шляпка размером от 8 до 20 см.
  2. 2) Широко распространены в верхнем слое почвы, также развиваются на продуктах питания и органических остатках.
  3. 3) Мицелий не поделён перегородками и представлен одной гигантской многоядерной разветвлённой клеткой.
  4. 4) Споры образуются в шаровидных спорангиях.
  5. 5) Образует микоризу преимущественно с берёзой и елью.
  6. 6) Сезон роста — с августа по октябрь.
  • Установите соответствие между признаками растений класса Однодольные и Двудольные.
  • ПРИЗНАК
  • А) цветок с простым околоцветником
  • Б) стержневая корневая система
  • В) цветок с двойным околоцветником
  • Г) перистое и пальчатое жилкование листьев
  • Д) параллельное и дуговое жилкование листьев
  • Е) число частей цветка кратно трем
  • КЛАСС
  • 1) двудольные
  • 2) однодольные

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей хордовых животных, начиная с наибольшей. Запишите цифры в правильной последовательности.

  1. 1) вид Воробей полевой
  2. 2) тип Хордовые
  3. 3) царство Животные
  4. 4) класс Птицы
  5. 5) род Ткачиковые
  6. 6) отряд Воробьинообразные

Вставьте в текст «Нуклеиновые кислоты» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

Нуклеиновые кислоты — это биополимеры, мономером которых являются _____ (А). Каждый мономер ДНК состоит из остатка фосфорной кислоты, углевода _____ (Б) и одного из четырех азотистых оснований аденина, цитозина, гуанина и _____ (В). ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей, соединенных между собой ______ (Г) связями.

  • Перечень терминов:
  • 1) аминокислоты
  • 2) рибозы
  • 3) тимина
  • 4) пептидными
  • 5) дезоксирибозы
  • 6) нуклеотиды
  • 7) урацила
  • 8) водородными

Рассмотрите фотографию листа дуба черешчатого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

Иммунитет приобретенный в результате введения лечебной сыворотки или предупредительной прививки

  1. А. Тип листа
  2. 1) черешковый
  3. 2) сидячий
  4. Б. Жилкование листа
  5. 1) параллельное
  6. 2) дуговидное
  7. 3) пальчатое
  8. 4) перистое
  9. В. Форма листа

Иммунитет приобретенный в результате введения лечебной сыворотки или предупредительной прививки
Иммунитет приобретенный в результате введения лечебной сыворотки или предупредительной прививки
Иммунитет приобретенный в результате введения лечебной сыворотки или предупредительной прививки
Иммунитет приобретенный в результате введения лечебной сыворотки или предупредительной прививки

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части

Иммунитет приобретенный в результате введения лечебной сыворотки или предупредительной прививки

Д. Форма края листа

Иммунитет приобретенный в результате введения лечебной сыворотки или предупредительной прививки

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Для ответов на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Цветок — видоизменённый побег, который обеспечивает опыление, оплодотворение и формирование плода с семенами.

Со стеблем цветок соединён цветоножкой. Цветоножка переходит в цветоложе, на котором располагаются все части цветка. В центре цветка находится пестик, состоящий из завязи, столбика и рыльца. В завязи пестика находится семяпочка.

В ней формируется зародышевый мешок (женский гаметофит), в котором находятся диплоидная центральная клетка и яйцеклетка. Пестик окружён тычинками. В тычинке различают тычиночную нить и пыльник. В пыльниках созревает пыльца.

Пыльцевое зерно (мужской гаметофит) состоит из вегетативной и генеративной клеток.

Тычинки и пестик окружены околоцветником. Околоцветник, состоящий из одинаковых листочков, называют простым. Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют двойным.

Строение цветка выражают формулой, в которой указывают число чашелистиков (Ч), лепестков (Л), тычинок (Т) и пестиков (П), например, формула цветка вишни — Ч5Л5ТхП1; формула цветка гороха — Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1

У цветковых растений оплодотворение двойное. Пыльца, попав на рыльце пестика, прорастает. За счёт вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, по которой передвигаются два спермин (образуются из генеративной клетки). Спермин проникают в зародышевый мешок.

Один из них сливается с яйцеклеткой и образуется зигота, из которой развивается зародыш семени. Другой сливается с центральной клеткой, в результате образуется эндосперм — особая ткань с запасом питательных веществ.

Из зародыша и эндосперма формируется семя, а из покрова семязачатка — семенная кожура.

Используя содержание текста «Цветок», ответьте на следующие вопросы:

1) Что такое опыление? Какие виды опыления вы знаете?

2) Какова функция цветка?

3) Почему оплодотворение у цветковых растений называют двойным?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Виды опыления: с помощью насекомых, с помощью ветра, самоопыление.

2) Цветок обеспечивает половое (семенное) размножение покрытосеменных растений.

3) У цветковых растений оплодотворение называют двойным, так как в этом процессе участвуют два спермин: один сливается с яйцеклеткой, другой — с центральной клеткой.

Изучите таблицу « в клетке химических веществ». Ответьте на вопросы.

в клетке химических веществ

  • 1) В клетке больше органических веществ или неорганических?
  • 2) Каких органических веществ в клетке больше других?
  • 3) Каких неорганических веществ в клетке больше других?
  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
  2. 1) неорганических;
  3. 2) белков;
  4. 3) воды.

Рассмотрите таблицы и выполните задания 31 и 32.

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции столовой

Энергозатраты при различных видах физической активности

Ольга в течение двух часов занималась ритмической гимнастикой. Поужинать и пообедать она решила в студенческой
столовой.

Используя данные таблиц, предложите Ольге оптимальное по калорийности и содержанию жиров меню для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки.

При выборе учтите, что диетолог рекомендовал ей потреблять не более 40 граммов жиров в сутки, желательно ненасыщенные жиры растительного происхождения. На обед она бы хотела съесть первое блюдо и салат, на ужин второе блюдо и гарнир. Напитки обязательны и на обед, и на ужин.

В ответе укажите энергозатраты Ольги во время занятий гимнастикой, рекомендуемые блюда, их общую калорийность и содержание в них жиров.

Показать таблицы Таблица энергетической и пищевой ценности продукции столовой

    Энергозатраты при различных видах физической активности

    • Верно указаны следующие элементы ответа.
    • 1) Энергозатраты тренировки — 780 ккал (6,5 ккал/мин х 120 мин).
    • 2) Рекомендуемые блюда:
    • — обед: борщ вегетарианский, винегрет, сок апельсиновый;
    • — ужин: рис отварной, котлеты говяжьи на пару, сок апельсиновый.
    • 3) Общая калорийность выбранных блюд (обед и ужин) — 780 ккал; обед — 270 ккал (борщ 100 ккал + винегрет 120 ккал + сок 50 ккал);
      ужин — 510 ккал (рис 240 ккал + котлеты 220 ккал + сок 50 ккал); количество жиров — 32 г (борщ 4 г + винегрет 10 г + рис 4 г + котлеты 14 г + сок 0 г).

    Объем мочи, выделяемый телом человека за сутки, не равен объему выпитой за то же время жидкости. Укажите не менее двух причин этого явления.

    1. В ответе должны быть указаны:
    2. 1) Часть воды испаряется через органы дыхания, выделяется через потовые железы и вместе с непереваренными остатками пищи.
    3. 2) Часть воды используется организмом в процессе обмена веществ.

    Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята:

    Источник: https://neznaika.info/oge/bio_oge/778-variant-19.html

    Иммунная система организма

    Большое значение для сохранения здоровья человека имеет его иммунитет к различным болезням.

    Под иммунитетом понимают врожденную или приобретенную невосприимчивость человека и животных к разным инфекционным (заразным) заболеваниям, возникающую в результате образования в крови особых защитных веществ, которые подавляют развитие возбудителей данной болезни.

    Читайте также:  Температура, понос и кашель у взрослого

    Если эти вещества унаследованы человеком от его родителей и содержатся в крови с самого начала его жизни, то такой иммунитет именуют врожденным. Если же они образовались в теле человека во время болезни под действием ее возбудителей, то такой иммунитет считается приобретенным.

    Защитные вещества, обусловливающие приобретенный иммунитет, часто продолжают вырабатываться организмом человека и после его выздоровления, иногда в течение всей жизни. Это предохраняет от повторного заболевания этой болезнью.

    Учение об иммунитете легло в основу широко применяемого в медицине предупреждения того или иного заболевания путем прививок — введения в организм человека убитых или сильно ослабленных и почти потерявших свою ядовитость возбудителей этого заболевания.

    Иногда вместо них в кровь человека вводят вырабатываемые ими ядовитые вещества, предварительно обезвреженные различными методами. В ответ на прививку в организме человека образуются соответствующие защитные вещества и возникает приобретенный иммунитет.

    Если затем в организм повторно попадут возбудители этой болезни, то они, как правило, погибают или уже не могут вызвать тяжелые формы заболевания.

    Впервые прививки были применены английским врачом Э, Дженнером, который еще в конце XVIII в. разработал метод предупреждения заболевания людей натуральной оспой путем введения в их организм жидкого содержимого пузырьков, вникающих на коже коров при заболевании их оспой. Но научное объяснение явлению иммунитета впервые дал французский ученый Луи Пастер (1822-1895).

    Помимо предупредительных прививок, в борьбе с заразными болезнями человека и животных широко применяются также лечебные сыворотки.

    При дифтерии и многих других заразных болезнях больному человеку в кровь вводят сыворотку крови искусственно зараженных животных.

    В сыворотке содержатся выработанные животными защитные вещества, что облегчает течение болезни и приводит обычно к выздоровлению. Сыворотку можно применять и с профилактической целью.

    Для получения лечебных сывороток какому-либо животному (например, лошади) в кровь вводят некоторое количество сильно ослабленного яда, вырабатываемого возбудителем данного заболевания: это обычно вызывает лишь небольшое недомогание животного.

    В последующие дни ему делают повторные прививки, степень ядовитости которых постепенно возрастает. Это приводит к образованию в теле животного все большего количества защитных веществ.

    После ряда прививок ему вводят смертельные дозы неослабленного яда, вырабатываемого возбудителями данной болезни, но животное уже выработало достаточное количество защитных веществ в крови и потому не заболевает.

    Тогда из крупного кровеносного сосуда его тела берут определенное количество крови и дают ей свернуться. Сыворотку крови отделяют, очищают и помещают в стеклянные ампулы.

    Иммунитет, приобретенный человеком в результате прививок или введения в его кровь лечебных сывороток, именуется искусственным.

    Источник: https://jbio.ru/immunnaya-sistema-organizma

    Иммунитет

    Иммунитет — это невосприимчивость организма к чужеродному агенту, в частности инфекционному.

    Наличие иммунитета связано с наследственными и индивидуально приобретенными факторами, которые препятствуют проникновению в организм и размножению в нем различных патогенных агентов (бактерии, вирусы), а также действию выделяемых ими продуктов. Иммунитет может быть не только против патогенных агентов: любой чужеродный для данного организма антиген (например, белок) вызывает иммунологические реакции, в результате которых этот агент тем или иным путем удаляется из организма.

    Иммунитет отличается многообразием по происхождению, проявлению, механизму и другим особенностям. По происхождению различают врожденный (видовой, естественный) и приобретенный иммунитет.

    Врожденный иммунитет является видовой особенностью животного и обладает очень высокой напряженностью. Человек обладает видовой невосприимчивостью к ряду инфекционных заболеваний животных (чума рогатого скота и др.

    ), животные невосприимчивы к гонорее, брюшному тифу, проказе и др.

    В ряде случаев напряженность естественного иммунитета относительна (при искусственном снижении температуры тела птиц удается заразить их сибирской язвой, к которой они обладают видовой невосприимчивостью).

    Приобретенный иммунитет не является врожденным признаком и возникает в процессе жизни. Приобретенный иммунитет может быть естественным или искусственным. Первый появляется после перенесенного заболевания и, как правило, является достаточно прочным.

    Искусственно приобретенный иммунитет подразделяется на активный и пассивный. Активный иммунитет возникает у людей или животных после введения вакцин (с профилактической или лечебной целью). Организм сам вырабатывает защитные противотела.

    Подобный иммунитет возникает через сравнительно продолжительный период времени (недели), но сохраняется долго, иногда годами, даже десятилетиями. Пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых защитных факторов — антител (иммунных сывороток, гамма-глобулина).

    Возникает он быстро (через несколько часов), но сохраняется непродолжительный период времени (обычно несколько недель).

    К приобретенному иммунитету относится так называемый инфекционный, или нестерильный, иммунитет. Он обусловлен не перенесением инфекции, а наличием ее в организме и существует только до тех пор, пока организм инфицирован (например, иммунитет к туберкулезу).

    По проявлению иммунитет может быть антимикробным, когда действие защитных факторов, организма направлено против возбудителя, заболевания (брюшной тиф, чума, туляремия), и антитоксическим (защита организма против токсинов при столбняке, дифтерии, анаэробных инфекциях). Кроме того, существует противовирусный иммунитет.

    Большую роль в поддержании иммунитета играют следующие факторы: кожные и слизистые барьеры, воспаление, фагоцитоз, барьерная функция лимфатической ткани, гуморальные факторы, иммунологическая реактивность клеток организма.

    Значение кожи и слизистых оболочек в невосприимчивости организма к инфекционным агентам объясняется тем, что в неповрежденном состоянии они являются непроницаемыми для большинства видов микробов.

    Эти ткани обладают также стерилизующим бактерицидным действием, обусловленным способностью продуцировать вещества, вызывающие гибель ряда микроорганизмов.

    В большинстве своем природа этих веществ, условия и механизм их действия изучены не вполне достаточно.

    Защитные свойства организма во многом определяются воспалением (см.) и фагоцитозом (см.). К защитным факторам относится барьерная функция ретикулоэндотелиальной системы, (см.) которая препятствует проникновению бактерий в организм, что в известной степени связано с воспалительным процессом.

    Значительная роль в иммунитете принадлежит специфическим защитным факторам сыворотки крови (гуморальные факторы)— антителам (см.), которые появляются в сыворотке после перенесенного заболевания, а также при искусственной иммунизации (см.). Они обладают специфичностью в отношении антигена (см.), вызвавшего их появление.

    В отличие от иммунных антител, так называемые нормальные антитела часто встречаются в сыворотке людей и животных, которые не переносили инфекции и не подвергались иммунизации. К неспецифическим факторам крови относится комплемент (алексин) — термолабильная субстанция (разрушается при t°56° в течение 30 мин.), обладающая свойством усиливать действие антител в отношении ряда микроорганизмов.

    Иммунологическая реактивность организма во многом зависит от возраста. У новорожденных она резко снижена; у пожилых выражена в меньшей степени, чем в среднем возрасте.

  1. Как укрепить иммунитет весной
  2. Источник: http://www.medical-enc.ru/9/immunitet.shtml

    Урок по биологии на тему "Иммунитет"(8 класс)

    • 8 класс
    • Тема: Иммунитет.
    • Цель: сформировать представления об иммунитете как защитном механизме организма человека, разъяснить, каким образом иммунная система обеспечивает защиту организма от чужеродных веществ, клеток и тканей.
    • Задачи:
    • образовательные: сформировать новые анатомические понятия: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.
    • развивающие:
    • -уметь самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;
    • — развитие умений сравнивать и обобщать; развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления;
    • воспитательные:
    • формирование диалектико-материалистического мировоззрения;
    • — воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.
    • Новые знания: иммунитет, антитела, виды иммунитета
    • Опорные знания: тканевая жидкость, лимфа, лейкоцит, тромбоцит, фибриноген, фибрин, фагоцитоз,
    • Форма проведения: урок.
    • Тип: урок изучения нового материала
    • Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
    • Оборудование: таблица «Форменные элементы крови»,
    • Использованная литература:
    1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. М.:ВАКО, 2007. – 416 с.

    2. Саваневский Н.К. Биология. Человек и его здоровье: тестовые задания для подготовки к централизованному тестированию/ Н.К.Саваневский, Г.Е.Хомич; под ред. Н.К.Саваневского. – Минск: Новое знание, 2008. – 382 с.

    3. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учащихся. /Под ред. д-ра биол.наук Л.В. Латманизовой. – М.: Просвещение, 2003.с.160-164.

    Читайте также:  Как укрепить иммунитет взрослому человеку народными средствами от простуды?

    — Здравствуйте!

    1. Дежурный отвечает.
    2. II. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся
    3. 10 мин.
    4. — Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

    -Хорошо! Молодцы! Сейчас для того чтобы убедиться в том, как вы усвоили изученный материал мы выполним различные задания.

    1 ученик расшифровывает понятия:

    Ткань – это …. Кровь – это …. Плазма – это… Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты – это… Тромб – это…

    2 ученик выполняет задание на карточках по теме «Внутренняя среда организма. Кровь» (см. приложение)

    С остальными учениками проводится фронтальный опрос:

    1. Какие жидкости образуют внутреннюю среду организма?

    2. К какому типу ткани относят кровь?

    3. Из чего состоит плазма крови? соли, вода, белки, CO2, C6H12,O6 и другие питательные вещества

    1. Что находится в осадке отстоявшейся крови?

    2. Что выступает на коже в виде светлых капелек?

    3. Каков состав крови?

    4. Что такое плазма, какими свойствами она обладает и зачем нужна в крови?

    5. Что такое форменные элементы?

    6.  Какие форменные элементы крови тебе известны?

    7. Назовите основные признаки характеристики и функции форменных элементов.

    8. Какие форменные элементы отвечают за защитную функцию крови?

    -Хорошо! Молодцы!

    — Внутренняя среда организма. Кровь, состав крови.

    • — кровь, лимфа, тканевая жидкость;
    • — соединительная;
    • — соли, вода, белки, CO2, C6H12,O6 и другие питательные вещества;
    • — форменные элементы;
    • — тканевая жидкость.
    • III. Мотивация
    • 2 мин.

    Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или микробов.

    Среди микробов есть полезные и вредные для человека. Попадание болезнетворных микробов в человеческий организм может привести к заболеванию. Такое заражение называют инфекцией, а возникшее заболевание – инфекционным. То, что заразные болезни вызываются микробами, доказал французский ученый-химик Луи Пастер, основоположник микробиологии.

    Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма человека.

    Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции и ее последствий. Об этом мы сегодня с вами и поговорим.

    IV. Сообщение темы цели и задач урока

    1 мин.

    Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Иммунитет». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Целью урока является- сформировать представления об иммунитете как защитном механизме организма человека, разъяснить, каким образом иммунная система обеспечивает защиту организма от чужеродных веществ, клеток и тканей.

    1. Учащиеся записывают.
    2. V. Изучение нового материала
    3. 20 мин.

    Вы прекрасно справились с заданием. Поэтому каждый получает доступ к секретным защитным системам организма.

    Давайте вспомним, какие клетки крови являются защитниками нашего организма.

    -Хорошо! Молодцы! Вспомним характеристику лейкоцитов.

    — Правильно! Существует несколько разновидностей лейкоцитов (см . Таблица в приложении)

    Почему одни люди болеют, а другие — здоровы? У организма человека много врагов — внешних и внутренних. Ежедневно, ежеминутно в любом организме на страже человека стоит целая армия клеток и механизмов, которая способна отразить любую инфекционную агрессию. Есть и милиция, готовая в случае необходимости подавить внутреннюю агрессию. И все это делает иммунная система.

    Исследование иммунитета началось с открытия лейкоцитов, пожирающих микробы и другие опасные частицы. Это явление было открыто И.И. Мечниковым, и назвал его Фагоцитозом, а данные лейкоциты – фагоциты.

    Послушаем сообщение ученицы об открытии Мечникова

    — Спасибо за интересное сообщение!

    Историческая справка. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования заболеваний.

    В VII веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. Бактерия чумная палочка поражает лёгкие и др. органы.

    Не менее опасной была и оспа, от неё погибло ещё больше людей.

    В XVIII веке в Западной Европе от оспы ежегодно умирало не менее 400 тыс. человек.

    XIX век – эпидемия холеры (желудочно-кишечные расстройства).

    Ребята, давайте, с вами определим понятие «иммунитет», и выясним, какие органы относятся к иммунной системе. (Самостоятельная работа учащихся с учебником, стр. )

    • В настоящее время под иммунитетом понимают:
    • невосприимчивость, слабовосприимчивость, сопротивляемость организма инфекциям и инвазиям чужеродных организмов (в том числе — болезнетворных микроорганизмов);
    • относительная устойчивость к вредным веществам.

    Чужеродные для данного организма соединения, способные вызывать иммунный ответ, получили название «антигены». Теоретически любая молекула может быть антигеном.

    В результате действия антигена в организме образуются антитела. Это особые белковые соединения, образующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ (антигенов).

    Антитела обезвреживают, нейтрализуют продукты жизнедеятельности болезнетворных бактерий и вирусов.

    Откройте учебник на стр. и заполните схему

    «Виды иммунитета». На выполнение работы дается 5 мин.

    — Теперь мы можем проверить. (вызывается ученик к доске и заполняется схема)

    — Хорошо! Молодцы!

    Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

    Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

    Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины.

    При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко.

    Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

    Пассивный искусственный иммунитет — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.

    ФИЗМИНУТКА

    Основу понятий: здоровье, молодость составляет состояние иммунитета. Я читаю действия, а вы выберите, нужно ли их совершать, чтобы сохранить свое здоровье, а что не надо делать.

    1. Если нужно делать – делаете упражнение: руки на пояс, поворот влево.
    2. Если не надо делать – руки поднимаете над головой наклон в правую сторону.
    3. ДЕЙСТВИЯ:
    4. Заниматься спортом;Употреблять спиртное;Дышать свежим воздухом;Дуться на окружающих;Просыпаться с улыбкой;Переедать;Как можно больше ходить;
    5. Курить;
    6. Чаще смеяться.
    7. — Молодцы!

    В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

    В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

    • Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:
    • исключение случайных половых связей;
    • использование для инъекций одноразовых шприцов.
    • — Лейкоциты — основные защитники организма.
    • — крупные белые клетки крови с бесцветными ядрами
    • Учащиеся записывают в тетрадь.
    • Слушают выступление ученицы
    • — Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел, сохраняя постоянство внутренней среды
    • Самостоятельно работают с учебником:
    • ИММУНИТЕТ
    • ЕСТЕСТВЕННЫЙ
    • ИСКУССТВЕННЫЙ
    • Врожденный Активный
    • Приобретенный
    • Пассивный
    • Учащиеся выполняют упражнения
    • VI. Первичное закрепление знаний учащихся
    • 8 мин.
    • Определить, насколько хорошо вы разобрались в сегодняшней  теме урока, нам поможет небольшой тест по теме «Иммунитет».

    Выполняют тест (см. приложение), взаимопроверка.

    Читайте также:  Как пользоваться цинковой мазью при дерматите: подробная инструкция по применению

    VII. Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний

    2 мин.

    У каждого на столе лежат чистые листочки. Ваша задача написать «Рецепт» укрепления иммунитета, т.е. какие профилактические меры необходимы, что укрепить иммунитет.

    Главная профилактическая мера – это здоровый образ жизни: закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, чёткий распорядок дня, достаточная двигательная активность.

    VIII. Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и знаний отдельных учеников

    1 мин.

    Сегодня мы с вами изучили очень важную тему «Иммунитет». Разобрали, какие виды иммунитета бывают. Иммунитет свой необходимо беречь, иначе последствия могут быть необратимыми.

    1. IX.Рефлексия
    2. Продолжите фразу…
    3. 1. Сегодня на уроке…
    4. 2. Теперь я знаю…
    5. 3. Мне на уроке
    6. (Инструктивная карта. См Приложение)
    7. Выполняют рефлексию
    8. X. Домашнее задание
    1. Откройте дневники, запишите домашнее задание: читать материал учебника на стр.

    2. Составить кроссворд по понятиям темы «Кровь».

    3. Подготовиться к диктанту по определению биологических понятий.

    Учащиеся записывают.

    До свиданья!

    Источник: https://infourok.ru/urok-po-biologii-na-temu-immunitet-klass-1225572.html

    Иммунитет приобретенный в результате введения лечебной сыворотки или предупредительной прививки

    Еще в древности люди, описывая эпидемию, указывали: «кто перенес болезнь, был уже в безопасности, ибо дважды никто не заболевал». Задолго до цивилизации индейцы с профилактической целью втирали в кожу своих детей корочки от больных оспой. В этом случае заболевание оспой обычно протекало легко.

    Научное обоснование данного вопроса впервые было дано английским врачом Э. Дженнером (1749 – 1823), который готовил оспенную вакцину на телятах. После опубликования его труда в 1798 году оспопрививание быстро стало распространяться по всему миру. В России первой против оспы привилась Екатерина Вторая.

    С 1980 года обязательная прививка против оспы в России отменена вследствие полной ликвидации этого заболевания в стране.

    В настоящее время для предупреждения инфекционных болезней методом искусственного создания невосприимчивости людей имеется большое количество вакцин и сывороток.

    Вакцины– это препараты из микробных клеток или их токсинов, применение которых называется вакцинацией. Через 1-2 недели после введения вакцин в организме человека появляются антитела.

    Вакцинопрофилактика – основное практическое назначение вакцин. Современные вакцинные препараты разделяются на 5 групп:

    1. Вакцины из живых возбудителей с ослабленной вирулентностью (против оспы, сибирской язвы, бешенства, туберкулеза, чумы, кори, эпидемического паротита и др.).

    Это наиболее эффективные вакцины. Они создают длительный (на несколько лет) и напряженный иммунитет.

    Введенный ослабленный живой возбудитель размножается в организме, что создает достаточное количество антигена для выработки антител.

    2. Вакцины из убитых микробов приготовлены против брюшного тифа, холеры, коклюша, полиомиелита и др. Длительность иммунитета 6-12 месяцев.

    3. Химические вакцины – это препараты не из цельных микробных клеток, а из химических комплексов их поверхностных структур (против брюшного тифа, паратифов А и В, столбняка).

    4. Анатоксины готовят из экзотоксинов соответствующих возбудителей (дифтерийный, столбнячный, стафилококковый, газовой гангрены и др.).

    5. Ассоциированные вакцины, то есть комбинированные (например, АКДС – ассоциированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина).

    Сыворотки чаще применяются для лечения (серотерапии) инфекционных больных и реже – для профилактики (серопрофилактики) инфекционных заболеваний.

    Чем раньше вводят сыворотку, тем эффективнее ее лечебное и профилактическое действие. Продолжительность защитного действия сывороток 1-2 недели.

    Сыворотки готовят из крови переболевших инфекционной болезнью людей или путем искусственного заражения микробами животных (лошадей, коров, ослов). Основные виды:

    1. Антитоксические сыворотки нейтрализуют яды микробов (противодифтерийная, противостолбнячная, противозмеиная и др.).

    2. Антимикробные сыворотки инактивируют клетки бактерий и вирусы, применяются против ряда болезней, чаще в виде гамма-глобулинов.

    Гамма-глобулины из человеческой крови имеются против кори, полиомиелита, инфекционного гепатита и др. Это безопасные препараты, так как в них нет возбудителей болезней, балластных ненужных веществ. Гамма-глобулины готовят и из крови гипериммунизированных лошадей против сибирской язвы, чумы, оспы, бешенства и др. Эти препараты могут вызвать аллергические реакции.

    Иммунные сыворотки содержат готовые антитела и действуют с первых минут после введения.

    Интерферон занимает промежуточное положение между общими и специфическими механизмами иммунитета, так как, образуясь на введение в организм вируса одного типа, он активен и против других вирусов.

    Источник: https://xn--b1aaqbbl4ai.xn—-8sbarpmqd5ah2ag.xn--p1ai/immunitet-priobretennyj-v-rezultate-vvedenija-lechebnoj-syvorotki-ili-predupreditelnoj-privivki/

    Виды иммунитета

    Специфический
    иммунитет

    подразделяется на врожденный (видовой)
    и приобретенный.

    Врожденный
    иммунитет

    присущ человеку от рождения, наследуется
    от родителей. Иммунные вещества через
    плаценту проникают от матери к плоду.
    Частным случаем врожденного иммунитета
    можно считать иммунитет, получаемый
    новорожденным с материнским молоком.

    Приобретенный
    иммунитет возникает (приобретается) в
    процессе жизни и подразделяется на
    естественный и искусственный.

    Естественный
    приобретенный иммунитет

    возникает после перенесения инфекционного
    заболевания: после выздоровления в
    крови остаются антитела к возбудителю
    данного заболевания. Нередко люди,
    переболев в детстве, например, корью
    или ветряной оспой, в дальнейшем этой
    болезнью либо не болеют совсем, либо
    заболевают повторно в легкой, стертой
    форме.

    Искусственный
    иммунитет вырабатывается путем
    специальных медицинских мероприятий,
    и он может быть активным и пассивным.

    Активный
    искусственный иммунитет

    возникает в результате предохранительных
    прививок, когда в организм вводится
    вакцина – или ослабленные возбудители
    того или иного заболевания («живая»
    вакцина), или токсины – продукты
    жизнедеятельности болезнетворных
    микроорганизмов («мертвая» вакцина).

    В
    ответ на введение вакцины человек как
    бы заболевает данной болезнью, но в
    очень легкой, почти незаметной форме.
    Его организм активно вырабатывает
    защитные антитела.

    И хотя активный
    искусственный иммунитет возникает не
    сразу после введения вакцины (на выработку
    антител требуется определенное время),
    он достаточно прочен и сохраняется
    многие годы, иногда всю жизнь.

    Чем ближе
    вакцинный иммунопрепарат к натуральному
    возбудителю инфекции, тем выше его
    иммуногенные свойства и прочнее
    образующийся поствакцинальный иммунитет.

    Прививка живой вакциной, как правило,
    обеспечивает полную невосприимчивость
    к соответствующей инфекции на 5-6 лет,
    прививка инактивированной вакциной
    создает иммунитет на последующие 2-3
    года, а введение химической вакцины и
    анатоксина обеспечивает защиту организма
    на 1-1,5 года. В то же время, чем в большей
    степени очищена вакцина, тем меньше
    вероятность возникновения нежелательных,
    побочных реакций на ее введение в
    организм человека. В качестве примера
    активного иммунитета можно назвать
    прививки против полиомиелита, дифтерии,
    коклюша.

    Пассивный
    искусственный иммунитет

    возникает в результате введения в
    организм сыворотки – дефибринированной
    плазмы крови, уже содержащей антитела
    к тому или иному заболеванию.

    Сыворотка
    приготавливается или из крови людей,
    переболевших данной болезнью, или, что
    чаще, из крови животных, которым специально
    прививается данное заболевание и в
    крови которых образуются специфические
    антитела.

    Пассивный искусственный
    иммунитет возникает практически сразу
    же после введения сыворотки, но так как
    введенные антитела по сути своей являются
    чужеродными, т.е. обладают антигенными
    свойствами, со временем организм
    подавляет их активность. Поэтому
    пассивный иммунитет – относительно
    нестойкий.

    Иммунная сыворотка и
    иммуноглобулин при введении в организм
    обеспечивают искусственный пассивный
    иммунитет, сохраняющий защитное действие
    на непродолжительное время (4-6 недель). Наиболее характерным примером пассивного
    иммунитета является сыворотка против
    столбняка и против бешенства.

    Основная
    масса прививок проводится в преддошкольном
    и дошкольном возрасте. В школьном
    возрасте осуществляется ревакцинация,
    направленная на поддержание должного
    уровня иммунитета.

    Схемой иммунизации
    называется предписываемая правилами
    последовательность проведения прививок
    определенной вакциной, когда указывается
    возраст ребенка, подлежащего иммунизации,
    предписывается число необходимых
    прививок против данной инфекции и
    рекомендуются определенные временные
    интервалы между прививками.

    Существует
    специальный, законодательно утвержденный
    календарь прививок для детей и подростков
    (общее расписание схем иммунизации).
    Введение сывороток используется в тех
    случаях, когда высока вероятность того
    или иного заболевания, а также на ранних
    этапах заболевания, чтобы помочь
    организму справиться с болезнью.

    Например, прививки против гриппа при
    угрозе эпидемии, прививки против
    клещевого энцефалита перед выездом на
    полевую практику, укус бешеного животного
    и пр.

    Источник: https://studfile.net/preview/5909327/page:8/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector