Государства
в качестве субъекта международного
частного права часто становятся
участниками гражданско-правовых
отношений международного характера.
Государство, заключая какие-либо сделки
на территории иностранного государства,
пользуется особым правовым режимом.
Согласно данному правовому режиму
государство, его собственность, сделки
с его участием не подчиняются власти
этого иностранного государства, т. е.
его юрисдикции.
Следовательно, особенность
правового режима государства как
участника международной частноправовой
деятельности заключается в его иммунитете
от иностранной юрисдикции.
-
Для
понимания иммунитета необходимо
отметить, что юрисдикция бывает полная
и ограниченная. -
Полная
юрисдикция –
государство обладает властью предписывать
определенное поведение всем находящимся
на его территории и обеспечивать любыми
средствами реализацию своих предписаний. -
Ограниченная
юрисдикция –
государство обладает властью предписывать
определенное поведение, но оно ограничено
по определенным причинам в использовании
средств для обеспечения реализации
своих предписаний.
В
соответствии со ст.
124 ГК РФ Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации:
республики, края, области, города
федерального значения, автономная
область, автономные округа, а также
городские, сельские поселения и другие
муниципальные образования – выступают
в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, на равных началах
с иными участниками этих отношений –
гражданами и юридическими лицами. На
основании ст. 126 ГК РФ Российская
Федерация, субъект Российской Федерации,
муниципальное образование отвечают по
своим обязательствам принадлежащим им
на праве собственности имуществом,
кроме имущества, которое закреплено за
созданными ими юридическими лицами на
праве хозяйственного ведения или
оперативного управления, а также
имущества, которое может находиться
только в государственной или муниципальной
собственности.
Иммунитет –
это право государства на освобождение
от юрисдикции другого государства,
т. е. право на неприменение к нему
принудительных мер со стороны судебных,
административных и иных органов
государства.
Иммунитет –
частичный отказ государства от
осуществления своей территориальной
юрисдикции, т. е. отказ от применения
принудительных мер своими судебными,
административными и иными органами.
В
последней четверти XX в. некоторые
государства стали принимать законы об
иммунитете. Первый закон «Об иммунитетах
иностранных государств» был принят в
США в 1976 г. В 1978 г. в Великобритании
был принят акт об иммунитете государства
и т. д.
В тех
государствах, где не создавалось
отдельного закона об иммунитете, нормы
о нем содержались в других законодательных
актах.
В
Российской Федерации специального
закона об иммунитете нет, однако нормы
об иммунитете закреплены в Гражданском
кодексе.
Так,
на основании ст. 127 Гражданского кодекса
РФ особенности ответственности Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, с
участием иностранных юридических лиц,
граждан и государств определяются
законом об иммунитете государства и
его собственности.
А в
соответствии со ст. 1204 Гражданского
кодекса РФ к гражданско-правовым
отношениям, осложненным иностранным
элементом с участием государства,
правила распространения действия
коллизионных норм применяются на общих
основаниях, если иное не установлено
законом.
Сделки,
совершаемые государством, имеют особый
правовой режим. Особенности правового
регулирования частноправовой деятельности
государства предопределены его
суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые
отношения, государство не теряет свои
качества как суверена.
Суверенитет
предполагает наличие у государства
целого комплекса иммунитетов. В XIX в.
в доктрине права была разработана теория
абсолютного иммунитета государства.
В
соответствии с этой теорией государство
как субъект гражданско-правовых отношений
обладает следующими иммунитетами:
1) судебным
– неподсудность одного государства
судам другого. Все сделки государства
должны рассматриваться только в его
собственных судах. Без прямо выраженного
согласия государства на судебное
разбирательство в иностранном суде его
нельзя привлечь к судебной ответственности
за границей;
-
2) от
предварительного обеспечения иска –
без прямо выраженного согласия государства
в отношении его имущества, находящегося
за границей, не могут быть приняты
никакие меры в качестве предварительного
обеспечения иска; -
3) от
принудительного исполнения судебного
решения – без согласия государства по
отношению к нему не могут быть применены
никакие принудительные меры по обеспечению
иска или исполнению решения; -
4) собственности
государства– собственность иностранного
государства неприкосновенна, не может
быть национализирована, конфискована,
на нее нельзя обратить взыскание. Без
согласия государствасобственника его
имущество не может быть подвергнуто
принудительному отчуждению, насильственно
удерживаться на территории иностранного
государства;
5) доктрины
акта государства (связана с иммунитетом
собственности государства) – если
государство заявляет, что имущество
принадлежит ему, то суд иностранного
государства не вправе подвергать это
заявление сомнению.
Никакие иностранные
компетентные органы не могут рассматривать
вопрос о том, принадлежит ли действительно
собственность государству, если оно
заявляет, что собственность принадлежит
ему.
Согласно коллизионному иммунитету
государства к ЧПО государства должно
применяться только его собственное
право. Все сделки государства подчиняются
его национальному праву.
Источник: https://studfile.net/preview/5185498/page:21/
Виды иммунитета государства и их правовое регулирование
Абсолютный иммунитет означает право гос-ва пользоваться иммунитетом в полном объёме, всеми его элементами; он распространяется на любую дея-сть гос-ва и любую его собственность.
Концепция абсолютного иммунитета гос-ва исходит из того, что: 1) иски к иностранному гос-ву не могут рассматриваться без его согласия в судах др. гос-ва; 2) в порядке обеспечения иска имущество какого-либо гос-ва не мб подвергнуто принудительным мерам со стороны др. гос-ва; 3) недопустимо обращение мер принудительного исполнения на имущество государства без его согласия.
Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение возможно было только при условии прямо выраженного согласия государства.
Функциональный иммунитет. Этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций гос-ва на публично-правовую и частноправовую. Если гос-во действует как суверен, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в т.ч. и в частноправовой сфере.
Если гос-во выступает в качестве частного лица, то тогда оно иммунитетом не обладает. Другими словами, в зависимости от осуществляемых функций гос-во может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица. Однако, функциональный иммунитет в том виде, в каком он сформулирован в суд. практике, в ряде нац.
законов, обладает целым рядом существенных недостатков. Прежде всего, нет ни доктрины, ни суд. практики, ни законов, которые установили бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности, где дея-сть гос-ва как суверена, а где — как частного лица. В качестве таких критериев называются характер операции или её цель.
Если опираться на хар-р отношения, то любая сделка, операция, регулируемая частным правом, а не международным, является частноправовой, т.е. комм. операцией. И она ничем не отличается от подобных операций, совершаемых частными лицами.
Рассмотрим применение цели в качестве такого критерия: государство обладает иммунитетом, если совершаемые им операции не имеют коммерческой цели, и, напротив, если цель деятельности коммерческая, то права на иммунитет нет.
Ограниченный иммунитет. Данный вид иммунитета исходит из необходимости ограничения иммунитета.
В отличие от функционального, ограниченный иммунитет не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда гос-во не пользуется иммунитетом.
Эти случаи мб сформулированы самими гос-вами как на двусторонней, та и на многосторонней основе, в т.ч. универсальной. Ограниченный иммунитет мб создан только основными авторами международный хоз. связей — государствами.
1) если гос-во вступает в процесс в иностранном суде в качестве истца или третьего лица, значит, оно признаёт юрисдикцию этого суда, в т.ч.
и в отношении встречного иска; и наоборот, если гос-во выдвигает встречный иск, то признаёт юрисдикцию и в отношении основного иска; 2) если гос-во ссылается на иммунитет после того, как вынесено решение по существу, оно не пользуется иммунитетом; 3) если гос-во вступает в процесс, чтобы заявить о своём иммунитете, то это не может рассматриваться как отказ от иммунитета; 4) гос-во не пользуется иммунитетом, если оно взяло обязательство признать юрисдикцию иностранного суда в одной из форм: в международном соглашении, ясно выраженном положением в договоре, составленном в пись. форме, ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора; 5) если гос-во дало согласие в пись. форме на арбитражное разбирательство спора, то оно не обладает иммунитетом в суде того государства, где осуществлялось или должно было осуществляться арбитражное разбирательство.
- Государство не пользуется иммунитетом в следующих случаях:
- 1) в делах по договорному обязательству, если согласно контракту оно осуществлялось или должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
- 2) в делах, связанных с трудовым соглашением, работа по которому подлежит исполнению или исполнялась на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
- 3) в делах, связанных с участием юридических лиц, если такое лицо имеет своё реальное или официальное место нахождения или своё главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
- 4) по делам, связанным с деятельностью бюро, агентства, либо другого учреждения, через которые государство осуществляет промышленную, коммерческую или финансовую деятельность, если такое учреждение находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
- 5) по делам, связанным с недвижимостью, если она находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
- 6) по делам, связанным с возмещением ущерба, если он вызван фактом, имевшим место на территории государства, где происходит судебное разбирательство и некоторые другие случаи.
Источник: https://cyberpedia.su/15x367f.html
3.6. Международно-правовое регулирование иммунитета государства
В настоящее время принято несколько международных соглашений, содержащих правила привлечения в судебное разбирательство иностранных государств.
Одним из многосторонних международных договоров, посвященных проблемам иммунитета иностранного государства, является Европейская конвенция об иммунитете государств от 16 мая 1972 г.
, принятая в Базеле Советом Европы (далее — Европейская конвенция), которая призвана решить целый спектр процессуальных проблем, в том числе урегулировать вопросы юрисдикционного иммунитета государств. Данная Конвенция вступила в силу 1 июня 1976 г.
, и в настоящее время в ней участвуют девять стран, среди которых Австрия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швейцария.
Россия не подписала этот документ, однако его нормы оказали влияние как на процесс формирования законодательства в области международного частного права, так и на правосознание судей.
Вплоть до появления новой Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 2 декабря 2004 г.
в Нью-Йорке (далее — Конвенция ООН), правила Европейской конвенции воспринимались многими государствами как образцы для национального нормотворчества или международные обычаи.
Принимая во внимание, что Конвенция ООН еще не вступила в силу, хотя Российская Федерация выразила намерение участвовать и подписала ее в декабре 2006 г., существует необходимость охарактеризовать оба указанных международных акта, выявив их специфику и сходство.
У Европейской конвенции существуют изъятия в сфере ее применения, главным образом связанные с сущностью спора, который подлежит рассмотрению судом. Так, нормы ст. ст. 29 — 31 содержат перечень отношений, спорные ситуации из которых будут разбираться без учета положений Конвенции:
- — социального обеспечения;
- — возмещения ядерного ущерба или вреда;
- — таможенных обязательств;
- — налоговых или уголовных санкций;
- — разбирательств, связанных с эксплуатацией государством собственных или предоставленных морских судов.
- Европейская конвенция ограничивает область своего распространения только юрисдикционным иммунитетом иностранных государств и не регулирует отношения по поводу привилегий и иммунитетов, вытекающих из функций дипломатических представительств или консульских учреждений, и лиц, связанных с ними.
- Позитивно предмет регулирования Европейской конвенции можно свести к двум группам отношений:
- а) отношения, связанные с порядком предъявления исков к иностранному государству и способами отказа государств от юрисдикционного иммунитета;
- б) отношения, связанные с вручением судебных документов и исполнением иностранных судебных решений.
Согласно положениям Европейской конвенции, в частности ст.
15, по общему правилу государство не может быть ответчиком по делу, находящемуся в производстве суда другого государства — участника Конвенции (т.е.
пользуется иммунитетом от иска), за исключением случаев, когда оно отказалось от такого иммунитета и когда в соответствии со ст. ст. 1 — 14 Конвенции оно не может воспользоваться иммунитетом.
При этом из текста Европейской конвенции следует ясное разграничение трех видов юрисдикционных иммунитетов (от иска, от обеспечения иска, от исполнения судебного акта), что находит отражение в различном регулировании каждого вида (см. ст. ст. 20, 23 Конвенции). О разграничении указанных видов юрисдикционного иммунитета говорит и указание на необходимость в каждом случае получать согласие государства на соответствующие процессуальные действия иностранного суда.
Иммунитет государства против иска в иностранном суде регулируется при помощи закрепления в Европейской конвенции способов отказа от такого иммунитета, установления перечня требований, при рассмотрении которых государство не может воспользоваться своим иммунитетом, и ситуаций, когда спор с участием государства в принципе не подлежит рассмотрению в судах других суверенов.
Отказ от иммунитета против вчинения иска в иностранном суде может быть прямым и предполагаемым (ст. ст. 1, 2).
Исковые требования, при рассмотрении которых государство не может ссылаться на юрисдикционный иммунитет, согласно Европейской конвенции, в суде другого государства-участника, сводятся к следующим группам.
- Спор связан с контрактом, исполнение которого будет производиться на территории страны суда, если стороны не договорились об иной подсудности спора.
- Спор в связи с трудовыми отношениями в стране суда. Из данного правила Конвенция знает несколько исключений (ст. 5).
- Споры, касающиеся участия иностранного государства в юридических лицах, которые были зарегистрированы, имеют основное местонахождение, основное место деятельности на территории государства суда при условии, что другими участниками этого юридического лица являются частные юридические или физические лица, если иное не предусмотрено в договоре о создании юридического лица или в уставе.
- Споры, касающиеся деятельности офиса, агентства либо учреждения иностранного государства, которые находятся на территории государства суда, при условии, что эти организации осуществляют производственную, торговую или финансовую деятельность по правилам, установленным для частных лиц. Данное правило является продолжением господствующей европейской доктрины функционального иммунитета.
- Спор касается вещных или обязательственных прав и обязанностей по поводу недвижимого имущества, находящегося в стране суда.
- Дело связано с возмещением вреда из деликта, совершенного на территории страны суда.
Особое место в Конвенции занимают нормы о приведении в исполнение судебных решений.
Теперь рассмотрим, в чем особенность Конвенции ООН по сравнению с Европейской конвенцией.
Сразу обращает на себя внимание разная структура и юридическая техника. В Европейской конвенции общие положения содержатся в конце документа, в гл. 5, и даже там практически отсутствует согласованное сторонами толкование терминов. В Конвенции ООН положения располагаются от общих категорий и принципов к более конкретным, что позволяет лучше понимать нормы.
Конвенция ООН содержит развернутые дефиниции таких дискуссионных категорий, как «государство», «коммерческая сделка». Сфера ее применения во многом совпадает со сферой применения Европейской конвенции, но формулировки более четкие и применимые. Отдельные части Конвенции ООН посвящены трем видам юрисдикционного иммунитета.
Видимо, поэтому эксперты предсказывают данному документу более успешное будущее, чем у Европейской конвенции.
Содержание
Источник: https://narodirossii.ru/?p=10102
План Физические лица как субъекты мчп личный закон физического лица 2 Сфера действия личного закона физического лица
2. Национальные и международные источники регулирования иммунитета государства.
Национальное законодательство. В российском праве нормы о государственном иммунитете иностранных государств содержатся в гражданско-процессуальном праве (ст. 401 ГПК и ст.251 АПК).
В соответствии со ст.127 ГК особенности ответственности государства в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Однако в РФ до сих пор закон об иммунитете так и не принят.
Проект ФЗ «О юрисдикционном иммунитете государства и его собственности» обсуждался в Государственной Думе в 2005 г. в первом чтении, но до сих пор так и не принят.В разделе VI ГК «Международное частное право» имеется одна статья об участии государства в гражданско-правовых отношениях, осложнённых иностранным элементом. В силу ст.
1204 ГК к гражданско-правовым отношениям, осложнённым иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом. По смыслу статьи РФ не признаёт иммунитет государства от применения иностранного законодательства за исключениями, предусмотренными законом.
Во второй половине XX века многие государства приняли законы об иммунитете государств:США, Закон об иммунитетах иностранных государств, 1976 г.Великобритания, Акт об иммунитете государства, 1978 г.Сингапур, Акт об иммунитете государства, 1979 г.Пакистан, Ордонанс об иммунитете государства, 1981 г.
ЮАР, Акт об иммунитете иностранного государства, 1981 г.Канада, Акт, предоставляющий иммунитет иностранному государству в канадских судах, 1982 г.Австралия, Акт об иммунитете иностранного государства, 1984 г. и др.
^ Первым международным договором в этой области стала Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных торговых судов, год .
Второй конвенцией стала Европейская конвенция об иммунитете государств от 16 мая 1972 г., принятая государствами – членами Совета Европы. Россия в Конвенции не участвует.С 1979 г. продолжалась работа Комиссии ООН по международному праву над проектом статей о юрисдикционных иммунитетах, и 2 декабря 2004 г.
Генеральная ассамблея ООН одобрила Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. По состоянию на 1 декабря 2006 г. Конвенцию подписали 24 государства, в том числе и РФ и ратифицировали 3 государства. На 1 января 2011 г.
Конвенция в силу не вступила, так как не набрала достаточного числа ратификаций (необходимо 30).
Тем не менее, Верховный суд Швеции в своём решении от 1 июля 2011 г.
постановил, что дипломатическая недвижимость РФ в этой стране – помещения жилого дома Торгового представительства в Швеции – может быть арестована и принудительно продана с аукциона.
Россия решение суда, вынесенного в рамках так называемого «дела Зедельмайера против РФ», выполнять не собирается, считая, что при принятии этого решения судом неправильно применены нормы международного права. В частности, суд сослался на конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах от 2 декабря 2004 г., которая до сих пор не вступила в законную силу.
Немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер уже много лет судится с Россией. По его мнению, Москва должна возместить ему ущерб, который, как он сам утверждает, был нанесён ему при попытке организовать свой бизнес в Петербурге в 1990 –х годах1. Россию в спорах с Зедельмайером представляет МИД РФ и управделами президента.
^
Понятие иммунитета. Иммунитет как право государства на освобождение от юрисдикции другого государства означает одновременно отказ этого другого государства от осуществления своей юрисдикции в отношении иностранного государства.
Представляется не совсем точной позиция Г.К.
Дмитриевой, которая пишет о двух определениях государственного иммунитета в зависимости от того, с позиции какого государства он рассматривается: с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, или с позиции принимающего государства.2 Представляется, что нет двух определений одного понятия, а есть двойственная сущность одного и того же понятия, которая может быть отражена в одном определении.
Вопрос об иммунитете государства возникает только в связи с иностранной юрисдикцией.
^ . Различают юрисдикционный иммунитет государства и иммунитет собственности государства.
Юрисдикционный иммунитет включает в себя судебный иммунитет, иммунитет от применения принудительных мер по предварительному обеспечению иска и иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.
В содержание иммунитета включают также иммунитет от применения иностранного права, который называют ещё иммунитетом сделок с участием государства.
^ В соответствии с Конвенцией ООН 2004 г. «государство» означает:
- Государство и его различные органы управления;
- Составные части федеративного государства или политические подразделения государства, которые правомочны совершать действия в осуществление суверенной власти и действуют в этом качестве;
- Учреждения или институции государства либо другие
образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства;
- Представители государства, действующие в этом качестве.
Европейская конвенция 1972 г. исходит из иной концепции государства. Согласно ст. 28 автономные единицы, входящие в состав федеративного государства, не пользуются иммунитетом. Термин «Договаривающееся государство» не включает самостоятельное подразделение какого-либо государства, наделённое правоспособностью предъявлять иск даже в том случае, если этому подразделению поручено выполнение функций государственной службы. Любое такое подразделение может быть привлечено в суды как частное лицо. Вместе с тем эти суды не могут разбирать действия, которые оно совершило при осуществлении своей публичной власти (acta jure imperii).
^ Государство может отказаться от иммунитета, явно выразив согласие на осуществление этим судом юрисдикции по конкретному вопросу или делу.
Такое согласие может быть дано в силу международного договора, письменного контракта или заявления в суде или письменного сообщения в рамках конкретного разбирательства.
Отказ от одного из видов иммунитета не означает отказа от других видов иммунитета (ст.20).
Согласие государства на применение законодательства другого государства не должно пониматься как согласие на осуществление юрисдикции судами этого другого государства (ст.7 Конвенции ООН 2004 г.). Государство не может ссылаться на иммунитет, если оно само возбудило разбирательство или приняло участие в разбирательстве и т.д.
Государство не рассматривается как согласившееся на осуществление юрисдикции судом другого государства, если оно вступает в разбирательство или предпринимает какое-либо другое действие с единственной целью:a) сослаться на иммунитет; илиb) привести доказательства своего права или интереса в отношении собственности, которой касается разбирательство (п.
2 ст.8)
^
Иммунитет от предъявления иска (судебный иммунитет) означает неподсудность одного государства судам другого. Этот иммунитет в российской доктрине называют судебным иммунитетом.
Государство пользуется иммунитетом, в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства.
Обеспечение иммунитета возложено на государство суда, которое должно воздерживаться от осуществления юрисдикции при разбирательстве в своих судах дел, возбужденных против другого государства, и с этой целью обеспечивает, чтобы его суды по своей собственной инициативе выносили решение о соблюдении иммунитета другого государства.
^
- Иммунитет государств от принудительных мер до вынесения судебного решения.
Никакие принимаемые до вынесения судебного решения принудительные меры, такие, как обращение взыскания или арест, в отношении собственности государства не могут быть приняты в связи с разбирательством в суде другого государства, за исключением случаев, когда:1) государство прямо согласилось на принятие таких мер, которые указаны в международном соглашении; арбитражном соглашении или в письменном контракте; или в заявлении перед судом или в письменном сообщении после возникновения спора между сторонами; либо2) государство зарезервировало или обозначило собственность дляудовлетворения иска, являющегося объектом этого разбирательства (ст.18)
- Иммунитет государств от принудительных мер после вынесения судебного решения.
Никакие принимаемые после вынесения судебного решения принудительные меры, такие, как обращение взыскания, арест и исполнение решения, в отношении собственности государства не могут быть приняты в связи с разбирательством в суде другого государства. Исключение составляют те же случаи, которые указаны в отношении иммунитета от принудительных мер до вынесения решения. Кроме того, иммунитет не применяется, если собственность непосредственно используется или предназначается для использования государством для иных целей, чем государственные некоммерческие цели. Собственность находится на территории государства суда. Принудительные меры после вынесения судебного решения могут быть приняты только в отношении собственности, которая имеет связь с образованием, против которого было направлено судебное разбирательство (ст.20).
^ это правовой режим неприкосновенности собственности государства, находящейся на территории иностранного государства.
Собственность государства пользуется иммунитетом независимо от наличия судебного разбирательства (например, решение английского суда по делу судна «Кристина» 1938 г.). Иммунитет собственности государства – самостоятельный элемент содержания иммунитета.
Суды не вправе выносить решение о захвате или задержании собственности, независимо от того, находится она во владении государства или под его контролем.
В настоящее время в ряде стран (Великобритания, Канада, США, Австралия, Сингапур) собственность иностранного государства не пользуется иммунитетом, если она используется в торговых целях.Конвенция ООН 2004 г. также устанавливает, что собственность иностранного государства не пользуется иммунитетом, если она используется в коммерческих целях.
Государство не может ссылаться на иммунитет в отношении дел, касающихся (ст.
13):
- Любых прав государства в отношении недвижимости, находящейся на территории государства суда;
- Любых прав государства в отношении движимого и недвижимого имущества, которые возникают в силу наследования, дара, возникновения безхозяйного имущества;
- Любых прав государства в отношении управления имуществом (доверительная собственность, собственность банкрота, собственность компании в результате её ликвидации).
Полным иммунитетом от предварительных мер и исполнительных действий обладает определённая собственность:- помещения дипломатических и консульских представительств; другая собственность, используемая для ведения дипломатической и консульской деятельности. Иммунитет этого имущества закреплён Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., Конвенцией и специальных миссиях 1969 г.;- собственность, которая используется или предназначена для использования в связи с военной деятельностью и является военной по своей природе, либо находится под контролем военных властей.Конвенция ООН 2004 г. называет ещё две категории собственности, пользующейся абсолютным иммунитетом:- собственность, представляющая часть культурного достояния иностранного государства или часть его архивов;- собственность, составляющая часть выставки объектов научного, культурного или исторического значения.
^
Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объёме, всеми составляющими его содержание элементами. Он распространяется на любую деятельность государства и на его собственность. Долгое время иммунитет рассматривался именно как абсолютный. Единственное его ограничение состояло в прямо выраженном согласии государства на его неприменение.
^ основан на принципиальном разграничении функций государства на два вида: публично-правовые и частноправовые.
Если государство действует как суверен, совершает акт властвования (acta imperii), то оно пользуется иммунитетом, в том числе в частноправовой сфере отношений. Если государство выступает в качестве частного лица (acta gestionis), занимается коммерческой деятельностью, то государство не обладает иммунитетом.
Впервые функциональный подход к иммунитету государства был применён в решении суда Бельгии (1857 г.) и Италии (1883 г.). Он стал активно разрабатываться после возникновения Советского государства. В 70-80 годы XX столетия функциональный иммунитет нашёл закрепление в законодательстве ряда стран об иммунитете (США, Канада, Австралия).
В российской науке неоднократно высказывалась критика в адрес функциональной теории иммунитета ввиду трудности объективно разграничить публично-правовую и частноправовую сферы деятельности государства (пример: австралийский гражданин против США).
^ Данный вид иммунитета также как и функциональный исходит из необходимости ограничения иммунитета.
Однако функциональный иммунитет ограничивается на основе общего принципа (критерия) – деление функций государства на публично-правовые и частноправовые.
Источник: http://mir.zavantag.com/pravo/105557/index.html?page=5
Иммунитет государства в МЧП
понятие «государство» и как таковые пользовались иммунитетом. Впоследствии
ряд статей проекта были возвращены Комиссии для
пересмотра, в том числе и
статья
о понятии «государство». В редакции 1999г. понятие «государство» для
- целей иммунитета означает:
- 1) Государство и его органы управления; 2) учреждения и иные
- образования в той мере, в какой они правомочны действовать в осуществлении
- государственной власти; представители государства, действующие в этом
- качестве; 3) составные части федеративного государства и политические
- подразделения унитарного государства, которые правомочны предпринимать
- действия
в осуществлении государственной
власти. - Из этого видно, что иммунитет
распространяется на государство
в целом - и на его
правительственные органы. Это же относится к иным учреждениям, но - только
в той мере, в какой они правомочны осуществлять государственную - власть. На официальных представителей государства иммунитет
- распространяется, если они действуют в этом качестве. Наконец, статус
- субъектов федерации уравнен со статусом политических подразделений
- унитарного государства. Это соответствует и Федеративному Закону о
- координации международных и внешнеэкономических
связей субъектов РФ от 4 - января 1999г. В соответствии со статьей 8 Закона федеральные органы власти
- не несут ответственности по соглашениям при осуществлении
- внешнеэкономических связей, заключенным органами власти субъектов РФ.
- Исключение, если такой договор заключен с согласия Федерации. Вместе с
- тем, государство
может в конкретном случае уполномочить власти субъекта - федерации выступать как его орган от имени федерации. В этом случае на их
- действия
иммунитет будет распространяться. - Согласно ст. 28 Европейской конвенции
автономные единицы, входящие в - состав федеративного государства, не пользуются иммунитетом. Однако
- федеративное
государство, присоединяясь к Конвенции, может сделать оговорку
о распространении
права на иммунитет и на субъектов федерации (п. 2 ст.
- 28).
- 3. Виды иммунитетов государства
- Принято различать следующие
виды иммунитетов государства: - Иммунитет от действия законодательства
иностранного государства. Этот - вид иммунитета обеспечивается такими составными частями суверенитета, как
- независимость и равенство государств. Действительно, если государство
- независимо и обладает верховенством, то невозможно без его согласия
- подчинить его действия иностранному закону, кроме собственного. Действия
- государства определяются его внутренним правопорядком и нормами
- международного
права, но никак не законами другого государства. Отсюда - следует, что в гражданско-правовых отношениях государство подчиняется
- только
собственному законодательству, если оно не согласилось на иное. - Вследствие этого при заключении государством частноправовой сделки с
- иностранным физическим или юридическим лицом в случае, если стороны не
определили
применимое к их отношениям право (т. е. отсутствовала явно
- выраженная
воля государства), договор будет
регулироваться нормами данного - государства.
- Государство может согласиться на применение к соответствующему
- гражданско-правовому
договору с его участием иного
правопорядка, нежели его - собственный, однако такое согласие должно быть явно выраженным. При этом
- подразумевается, что автономия воли сторон в таких ситуациях должна
- трактоваться
неограниченно. Гражданско-правовое обязательство суверена не - может подпадать под действие иностранного закона, если государство не
- согласилось на выбор такого иностранного правопорядка. С согласия
- государства в сделке (договоре) могут быть сформулированы изъятия из
- принципа
иммунитета от подчинения иностранному законодательству. В то же - время подобные исключения из общего правила не могут трактоваться
- расширительно, а должны реализовываться в строгом соответствии с
- оговорками, сделанными непосредственно в самом
соглашении.
Некоторые авторы (например, С. И. Иванов) выделяют помимо этого
и
- налоговый иммунитет. Однако считается, что налоговый иммунитет и есть
- частное проявление реализации иммунитета от подчинения государства действию
- иностранных законов (в данном случае налогового законодательства).
- Показательной в этом плане
является судебная практика США.
В 1812г. Верховный суд принял
решение по делу «шхуны «Иксчейндж». Суд
- отказал в решении по этому делу в иске американским гражданам, которые
- требовали восстановить их в правах собственности на эту шхуну, ранее
- реквизированную Францией и ставшую частью ее морского флота. Вынося
- решение, судья Маршалл заявил, что хотя все суверены обладают правами
- территориальной юрисдикции, они не распространяют действие этих прав на
- других суверенов. Долгое время это решение считалось руководящим для
- американских
судов. - Постоянная палата международного правосудия в Гааге 12 июня 1929г.,
- разрешая дела о займах соответственно югославского и бразильского
- правительств («дела о сербских и бразильских займах»), размещенных среди
- французских граждан, признала, что вопрос о силе «золотой оговорки» по этим
- займам подчинен законам Югославии и Бразилии, а не французскому
законодательству, т. к. «к особенностям суверенного государства относится
- то, что
оно не предполагается подчинившим
существо и действительность своих - обязательств
иному закону, нежели своему собственному» - Таким образом, ни одно государство
не может требовать от иностранного - государства подчинения «чужому» законодательству. В силу этого при
- заключении
международно-правовых договоров государства особо оговаривают - подобного рода аспекты своих отношений.
- Например, Соглашение между Правительством
РФ и правительством США
о - содействии
капиталовложениям от 3 апреля 1992г., определяя, что от имени - США будет действовать специальный уполномоченный им орган, именуемый
- «эмитентом», — Корпорация зарубежных частных инвестиций, устанавливает
- следующее: «Эмитент как некоммерческое агентство Правительства Соединенных
- Штатов
Америки не будет подпадать под действие законодательства Российской - Федерации, применяемого в отношении коммерческих организаций,
- занимающихся
страховой или финансовой деятельностью». - Судебный иммунитет.
- В широком смысле слова этот
вид иммунитета включает в себя: - . Иммунитет от предъявления иска
в иностранном суде; - . Иммунитет от предварительных
действий;
. Иммунитет от предварительного
исполнения решения.
Здесь необходимо заметить, что современные законы об иммунитете
некоторых государств, хотя и устанавливают
ограничение иммунитета, все-таки
разделяют собственно юрисдикционный иммунитет (т. е. судебный иммунитет в
- узком смысле) и иммунитет от исполнительных мер. Например, в актах
- Австралии, Великобритании, Канады презюмируется, что согласие иностранного
- государства на подчинение местной юрисдикции не означает согласия с
- применением мер по предварительному обеспечению и принудительному
- исполнению
судебного решения. - Иммунитет от предъявления иска принято именовать судебным иммунитетом
- в узком смысле слова. Этот вид иммунитета означает, прежде всего,
- неподсудность государства иностранному суду. Каждое государство имеет право
искать
в суде, т. е. само предъявить требование в суде иностранного
- государства к физическому или юридическому лицу. Однако заявление иска к
- государству в иностранном суде, как правило, невозможно, если только само
- государство не согласилось на подчинение юрисдикции соответствующего
государства. Такое согласие может быть выражено индивидуальным актом, т.е.
- выдано
специально применимо к данному
случаю. - Правило о непредъявлении иска в суде к иностранному государству
- распространяется на все категории исков, будь то иски, заявляемы
непосредственно государству – in personam (т.н. прямые иски), или косвенные
- иски – in rem, когда требование связано, например, с имуществом,
- принадлежащим государству. Типичным примером в этом плане являются
- требования
по поводу государственных морских
или воздушных судов. - Иммунитет от предварительных
действий. - Согласно иммунитету суд, рассматривающий
частноправовой спор с - участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по
- предварительному
обеспечению иска, так как такие
меры носят принудительный - характер. Часто меры по обеспечению иска рассматриваются и принимаются
- судом еще до возбуждения и слушания дела с участием государства. В любом
- случае, если такие меры касаются государства и его собственности (арест
- государственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение
- права государства пользоваться своим
имуществом и пр.), то с точки зрения - иммунитета
они не допустимы. - Иммунитет от принудительного исполнения решений иностранного суда.
- В отношении государства и
его собственности не могут
быть приняты - какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного (арбитражного)
- решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства.
- Однако в ходе многолетней практики выработались определенные
- исключения из этого правила, которые позволяют, в случае отказа
- иностранного государства от исполнения судебного решения, применять
- принудительные меры в отношении собственности последнего. Даже, если
- государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе,
- решение может быть выполнено им только добровольно. Например, меры по
- исполнению судебного решения могут применяться в случае добровольного
- согласия иностранного государства на осуществление принудительных мер,
- выраженного в международном соглашении, в письменном контракте или в
- заявлении на судебном разбирательстве по конкретному делу. Следует
- отметить, что одно лишь согласие иностранного государства на осуществление
- юрисдикции
еще не предполагает его согласия на применение принудительных - мер в
отношении его собственности по решению суда. Иными словами, для - применения
мер по исполнению или обеспечению
судебного решения суд должен - получить
отдельное согласие иностранного государства. - Иммунитет собственности государства означает правовой режим
- неприкосновенности
собственности, находящейся на территории иностранного - государства. Юридическим содержанием данного вида иммунитета является в
- конечном
итоге запрещение обращения взыскания и принудительного изъятия - имущества, принадлежащего государству. Собственность пользуется
- иммунитетом независимо от наличия судебного
разбирательства. Она пользуется - иммунитетом даже, если находится во владении лица, которое не обладает
- иммунитетом. Это предопределяет выделение вопросов собственности в
- качестве самостоятельного элемента содержания иммунитета, что
- подтверждается
судебной практикой. Например, получившее признание решение - английского суда по делу судна «Cristina» (1938г.) подчеркивает, что
- независимо
от того, является ли суверен стороной в процессе или нет, суды - не
могут выносить решение о захвате
или задержании собственности, которая - ему принадлежит
или находиться в его владении или под его контролем. На - такой позиции основываются и международно-правовые акты.
- Однако если собственность
государства используется в - коммерческих целях, то на нее
не распространяются положения
об - иммунитете собственности государства, что предусматривается и в
- разработанном Комиссией международного
права проекте статей о - юрисдикционных иммунитетах государства
и их собственности, и в - законах об иммунитетах иностранного
государства, действующих в - ряде других государств.
- В Великобритании, Канаде, США, Австралии, Сингапуре
- иностранному государству не предоставляется иммунитет от
- исполнительных действий в
отношении собственности, которая - используется в торговых целях.
Источник: https://www.referat911.ru/Mejdunarodnoe-pravo/immunitet-gosudarstva-v-mchp/64622-1546705-place2.html
Международное право — Современные проблемы юрисдикционного иммунитета государства и его собственности в международном частном праве
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИСДИКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
ПЛАН:
Введение
- Юрисдикционный иммунитет государства:
- Понятие юрисдикционного иммунитета государства
- Правовая природа иммунитета государства:
- принцип суверенности государства;
- принцип неприкосновенности и равенства государств (на примере теории Оппенгейма);
- Сфера действия иммунитета
- Виды иммунитетов государства:
- иммунитет от действия законодательства иностранного государства;
- судебный иммунитет (от предъявления иска в иностранном суде);
- иммунитет от предварительных действий;
- иммунитет от принудительного исполнения решений иностранного суда;
- иммунитет государственной собственности;
- иммунитет сделок государства;
5. Отказ от иммунитета.
II. Основные доктрины иммунитета государства и их содержание
III. Доктрина иммунитета в России:
- дело о «царских долгах»;
- вопросы иммунитета в договорной практике СССР;
- спор Правительства РФ со швейцарской корпорацией «Нога Трейдинг С. А.»
- Законодательное регулирование иммунитета государства:
V. Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства:
- проект Закона РФ «Об иммунитете государства» от 2000 года
- Заключение и проблемы иммунитета государства в России
ВВЕДЕНИЕ
Международное сотрудничество многообразно по формам, сферам осуществления, реализуется различными видами субъектов, среди которых выступают и государства. Причем нередко последние не только выступают в качестве субъектов властных отношений, т. е.
межгосударственных отношений публично-правового характера, регулируемых международным правом, но и вступают в цивилистические отношения имущественного либо неимущественного порядка, являющееся международными частноправовыми отношениями и подпадающими под действие международного частного права.
Иммунитет государства
один из краеугольных институтов международного частного права, определяющих правовое положение государства в международных сделках и вообще в частноправовых отношениях международного характера. Иммунитет, в соответствии с которым государство при осуществлении им гражданско-правовых актов с субъектами национального права иностранных государств не подсудно иностранным судам, не подчиняется действию иностранных законов, освобождается от обеспечительных и принудительных мер по иску и исполнению судебного решения, а также ареста и реквизиции собственности, принято обосновывать обычно-правовой нормой, вытекающей из принципов суверенного равенства и уважения суверенитета государств, действующих в международном частном праве.
В своей курсовой работе мне хотелось бы отразить понятие, правовую природу, виды юрисдикционного иммунитета, рассмотреть содержание основных теорий иммунитета, доктрину иммунитета в России, определить основные современные проблемы данного вопроса, а также осветить некоторые предложения специалистов по их решению.
- ЮРИСДИКЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА
- Понятие юрисдикционного иммунитета государства
Государства издавна участвовали в международных торговых, культурных и иных связях. Во времена средневековья осуществление государством контактов с другими суверена опосредствовалось связями между монархами и персонифицировалась последними.
Первоначально понятие иммунитета означало изъятие от податей и повинностей, даруемое отдельным лицам и сословиям, иногда целым общинам. С начала средних веков иммунитете применялся к владениям как короля, так и других привилегированных лиц, особенно духовенства.
Римский император Гонорий положил начало пониманию иммунитета как слияния привилегии и освобождения от общей юрисдикции, предоставляемому духовенству. Как пишет М. И. Брун, особенного расцвета иммунитет достигает во времена империи.
Наиболее емко и сжато характеристика правового содержания иммунитета выражена в известных еще со времен римского права юридических максимах: «par in parem non habet imperium» («равный над равными власти не имеет»), «par in parem non habet potestas» («равный по отношению к равному полномочий не имеет»), «par in parem nonhabet jurisdictionen» («равный над равным не имеет юрисдикции»).
Слово «иммунитет» происходит от латинского immunitas (immunitatis) — освобождение, избавление от чего-либо. Иммунитет иностранного государства заключается в освобождении (неподчинении) этого государства власти другого государства, его юрисдикции. Именно поэтому иммунитет нередко называют юрисдикционным иммунитетом.
Государство может выступать во внешней сфере в различных категориях отношений. Во-первых, его партнерами могут быть другие государства или международные организации. Они могут заключать международные договоры о предоставлении и получении займов, уступке территории, организации сотрудничества в конкретных областях, заключать военные и политические союзы и др.
Во-вторых, государство может вступать в разнообразные имущественные отношения с иностранными юридическими и физическими лицами (например, приобретать участки земли для расширения территории посольства или миссии, сдавать в концессию участки недр для разработки полезных ископаемых на своей территории, сдавать в аренду принадлежащие ему здания и сооружения, находящиеся как в собственной стране, так и на территории иностранного государства, приобретать и отчуждать принадлежащее ему имущество, заказывать работы, товары и услуги и т. п. Во всех этих случаях государство участвует в таких отношениях, в которых могли бы действовать и любые другие субъекты гражданского или торгового права
Важно подчеркнуть, что и в первом и во втором варианте государство действует не в качестве двух лиц «казны» (фиска) — субъекта власти и «купца» — субъекта гражданско-правовых отношений, а в качестве суверена.
Иммунитет государства следует отличать от консульских и дипломатических иммунитетов, которые предоставляются как привилегии особым категориям представляющих государство лиц в целях облегчения осуществления ими своих функций на основе норм дипломатического и консульского права.
Так, консульские конвенции, заключаемые государствами в целях урегулирования взаимных отношений по обмену консульскими учреждениями и осуществлению ими своих функций, особо оговаривают, как правило, предоставление, пользование и отказ в надлежащих случаях консульских представителей от иммунитета.
Специальный комитет Конференции в Сан-Франциско, созданный для разработки проекта ст.
2 Устава ООН, дал такое толкование суверенитета, имеющее фундаментальное значение для понимания иммунитета: «Под „суверенным равенством“ понимается следующее: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется неотъемлемым правом полного суверенитета; в) личность государства пользуется уважением, правом на территориальную целостность и политическую независимость; г) каждое государство должно честно исполнять свой долг и свои обязанности». Из этого следует, что ни одно государство не может осуществлять в отношении другого государства какие-либо меры принуждения, не совместимые с суверенитетом государства, даже если оно действует на иностранной территории. Принципы суверенного равенства и уважения суверенитета закреплены во многих последующих международных документах: Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и др.
В прошлые времена норма об иммунитете государств носила императивный характер, а трактовка его содержания характеризовалась абсолютностью и неполнотой.
В период феодализма, когда государство не отделялось от личности монарха и когда совпадали собственность государства и собственность суверена, иммунитет государства был неотделим от иммунитета монарха (государя).
В современных условиях это совпадение не имеет места, поэтому иммунитет государства даже в монархиях шире понятия иммунитета ее главы, т. е. самого монарха.
- Правовая природа иммунитета государства
Для понимания иммунитета большое значение имеет его правовое обоснование, его правовая природа. На первом этапе становления этого института суды обосновали право иностранного государства на иммунитет международной вежливостью — comitas gentium.
Но уже в начале 19 века американские суды рассматривали иммунитет иностранного государства как сложившийся международно-правовой обычай.
Причем, исходила ли практика из вежливости или из международно-правового обычая, с самого начала существующей практики независимость, суверенитет государства служили главным обоснованием иммунитета.
Оппенгейм в курсе международного права выводит принцип иммунитета из начала равенства государств, «вследствие чего ни одно государство не может претендовать на осуществление своей юрисдикции над другим.
Поэтому, хотя государства имеют право искать в иностранных судах, к ним, как правило, не могут быть предъявлены иски, если только государства по собственной воле не подчиняются юрисдикции означенных судов.
Это правило применимо не только к искам, возбужденным непосредственно против иностранных государств, но и к косвенным искам; примером иска последнего вида может служить вещный иск о судне, находящимся во владении иностранного государства».
Далее Оппенгейм подчеркивает, что принцип судебного иммунитета есть норма международного права, несоблюдение которой влечет международную ответственность государств.
Комиссия международного права, изучив судебную практику и доктрину многих государств, пришла к выводу о правовой природе иммунитета государства: «Наиболее убедительные аргументы в пользу иммунитета государства можно найти в международном праве, которое воплощено в обыкновениях и практике государств принципами суверенитета, независимости, равенства и достоинства государств. Все эти понятия, видимо, взаимосвязаны и в целом составляют прочную международно-правовую основу иммунитета суверена. Иммунитет происходит из суверенитета. Когда двое находятся в равном положении, один не может осуществлять суверенитет или власть над другим: par in parem non habet imperium».
Таким образом, иммунитет государства в частноправовой сфере есть следствие, проявление, грань суверенитета: равный над равным не имеет власти вообще, в том числе и юрисдикции: «par in parem non habetjurisdictionen».
Вывод Комиссии имеет принципиальное значение особенно при создании национальных законов об иммунитете иностранных государств.
1.3 Сфера действия иммунитета
Для определения сферы действия государственного иммунитета необходимо определить, что понимается под «государством» для целей иммунитета. Вопрос достаточно спорный, особенно в отношении субъектов федерации.
В проекте Конвенции «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности», подготовленном Комиссией международного права и представленного Генеральной Ассамблее ООН, составные части федеративного государства были включены в понятие «государство» и как таковые пользовались иммунитетом.
Впоследствии ряд статей проекта были возвращены Комиссии для пересмотра, в том числе и статья о понятии «государство». В редакции 1999 г. понятие «государство» для целей иммунитета означает:
Источник: http://55referatov.ru/doc/referaty_po_yurisprudentsii/mezhdunarodnoe_pravo/3758-sovremennye_problemy_yurisdiktsionnogo_immuniteta_gosudarstva_i_ego_sobstvennosti_v_mezhdunarodnom_ch.php